ХОЖДЕНИЯ С ПОЛИСОМ

Сегодня бесплатная качественная медицина как привидение: все о ней говорят, но мало кто видел воочию. Для чего тогда москвичам нужен полис бесплатного медицинского страхования и как им грамотно воспользоваться? В поисках ответа я обошла не одно учреждение.

Точный перечень гарантированных медицинских услуг на документе не значится, поэтому хождение по полису я начала с того, что позвонила в закрепленную за мной страховую компанию. На вопрос, как правильно пользоваться этим документом, услышала следующее: "Полис - государственный документ, который подтверждает ваше право на бесплатное получение медицинских услуг в объеме программы ОМС. То есть вы можете бесплатно лечиться амбулаторно или в стационаре любого медучреждения, включенного в систему обязательного страхования".
Кроме того, любой обладатель полиса имеет право на экстренную неотложную помощь, госпитализацию и восстановительный период с полным обеспечением медикаментами, которые не относятся к категории дорогостоящих. На вопрос, кто оплачивает "бесплатное" лечение, страховщики ответили без запинки: за трудящихся в фонд обязательного медицинского страхования предприятие вносит 3,6 процента от своего фонда заработной платы. А за пенсионеров и безработных ровно столько же по закону обязаны отчислять из бюджета местные власти. Причем, надо заметить, обе категории граждан при этом равны в правах на получение медпомощи.
Я выяснила, что за лечение каждого москвича в Фонд обязательного медицинского страхования перечисляется по 1400 рублей 50 копеек в год. Столица по этому показателю не лидер (скажем, Чукотка перечисляет по 5055 руб. 90 коп.), но и не в отстающих (здоровье жителя Саратовской области оценивается в 358 руб. 40 коп.).
Вооружившись знаниями своих "здоровых" прав, стала выбирать, где пройти весь комплекс необходимых мне процедур в обещанном "полном объеме". Для начала решила победить свой хронический гастрит. В районной поликлинике терапевт выдала талон на УЗИ. Я помрачнела: очередь подойдет только через месяц и взяла направление на обследование в клинику при ММА имени Сеченова.
Тамошние люди в белых халатах вежливо попросили заплатить по квитанции около 400 рублей за консультацию врача. Хотя встреча длилась всего пять минут и свелась к записи в медицинскую карту симптомов моих недомоганий, "откупиться" полисом не получилось: "Наши услуги не входят в вашу страховку".
Примерно так же отвечали в отделениях других крупных государственных клиник. Впрочем, в НИИ гастроэнтерологии после минутной паузы согласились лечить меня бесплатно. Но предупредили: по страховке быстро не бывает - придется ждать несколько недель.
Зная, что гарантированные страховым полисом базовые медуслуги едины для любого гражданина РФ, решила слукавить:
- Я из Саратова приехала, можно мне побыстрее?
- Так вы не москвичка? - расстроился гастроэнтеролог. - Тогда вам сначала надо в московский Департамент здравоохранения за талоном, а потом уже к нам, с паспортом и страховкой.
Решила не сдаваться:
- У меня рези, боль нестерпимая!
- Вызывайте "скорую", она вас отвезет в ту больницу, где есть места.
Будь я действительно жительницей Саратова, пришлось бы заплатить еще и за "скорую". С приезжих бригады обычно требуют от 300 до 500 рублей за вызов, утверждая: ваш местный полис в столице недействителен. Это неправда: по закону экстренную неотложную помощь медики любого медучреждения обязаны оказывать даже при отсутствии полиса.
Но то закон, а на практике, даже если у вас перелом, вы москвич и имеете при себе полис, шансов попасть в руки профессионалов Института скорой помощи имени Склифосовского по системе ОМС ничтожно мало. На мой вопрос, можно ли приехать с травмой и полисом и самостоятельно выбрать врача-травматолога, в справочной "Склифа" развеселились:
- Это фантастика. Обратитесь в травмпункт или ближайшую поликлинику.
Вылечить сколиоз с помощью бесплатной страховки тоже непросто. Бесплатно в районной поликлинике предложили только сеансы лечебного массажа, которые к тому же надо посещать в рабочее время. Хотите по бесплатной страховке поставить на зубы коронки? Вы - оптимист. Даром районный стоматолог удаляет нервы, рвет зубы, в лучшем случае ставит временные пломбы. Но и для этого к врачу следует записаться за полтора месяца. А хочешь быстро, хорошо, да еще и с наркозом - плати.
Итак: полис пригодится только в районной поликлинике и нескольких муниципальных больницах, у которых есть договор со страховой компанией. Что же касается клиник и специализированных больниц, куда дают направления районные врачи, то большинство из них не входят в систему обязательного медицинского страхования. Так, к примеру, не уплачено по полису за операции на сердце, за пересадку внутренних органов, за целый ряд онкологических процедур.
Все это выведено за рамки базовой программы бесплатного медицинского страхования, в строку "дорогостоящие медицинские услуги". С полисом тысячи тяжелобольных стараются попасть на операции в Онкологический центр или в Центр сосудистой хирургии. Из тех, кто не может заплатить, сюда пробиваются единицы по квотам Минздрава РФ. Но своей очереди этим несчастным приходится ждать годами.
Менять страховщика, как выяснилось, бессмысленно. Ни одна из страховых компаний не предложит более широкий круг услуг. Изначально предполагалось, что страховщики будут создавать здоровую конкуренцию среди больниц, заключая контракты с теми, где лечат лучше. На практике оказалось, что договора они заключают исключительно по территориальному признаку.
По полису любому гражданину РФ в стационаре гарантированы не только койка, питание, постельное белье, но также медикаментозное лечение и полная диагностика недуга. На практике же придется покупать лекарства и доплачивать за процедуры, казалось бы, оплаченные из фонда медицинского страхования. Медсестрам и нянечкам - отдельно, врачам - отдельно.
Кто виноват в том, что права застрахованного по полису откровенно нарушаются? В федеральном Фонде обязательного медицинского страхования считают, что проблема - в действующем механизме оплаты труда медицинских работников. Страховые счета за лечение разных больных существенно отличаются по сумме, а зарплата медикам начисляется по тарифной сетке, так что ни от объема работы, ни от сложности лечения она не зависит. Следовательно, и отношение к полису ОМС у многих врачей, прямо скажем, прохладное. К тому же на деньги, которые регионы перечисляют в фонды ОМС, объективно невозможно оплатить даже гарантированный перечень медицинских услуг.
А в московском фонде медицинского страхования считают, что полис не "работает", потому что застрахованные редко жалуются на плохое обслуживание. Здесь уверены: если больной считает, что его плохо лечили или не выполнили перед ним обязательства по медицинскому полису, он может написать заявление в свою страховую компанию, и по факту жалобы проведут расследование, которое включает медицинскую экспертизу.
Но ведь чтобы пускаться в дела судебные, нужно иметь совсем уж железное здоровье. А речь-то идет о больных.