БОЛЬНОЙ КОНТИНГЕНТ

Больных в местах лишения свободы всегда хватало. Вот только обсуждать эту тему раньше не любили: "Чего их, зэков, жалеть-то? Не на курорт приехали". О том, что творилось в ГУЛАГе, страна толком не знала. Да и цифры заболеваемости и смертности среди осужденных считались секретными.

По последним данным Главного управления исполнения наказаний Минюста России, "за колючкой" насчитывается около полумиллиона страдающих различными недугами - практически каждый второй зэк. Это, конечно, много, но аналогичные пропорции и в большинстве стран. Правда, в развитых государствах больше заключенных, например, с нервными расстройствами. А в зонах стран "третьего мира" чаще свирепствуют туберкулез или сифилис. Уровень смертности соответствующий.
В России испокон веков самым коварным убийцей заключенных считался туберкулез. От него тысячами гибли и на царской каторге, и в советском ГУЛАГе. По данным главного фтизиолога Минздрава России Михаила Перельмана, сегодня в наших пенитенциарных учреждениях насчитывается около 74 тысяч туберкулезников. Однако повод для осторожного оптимизма уже появился. Заместитель начальника ГУИН Александр Кононец утверждает, что таких заболеваний в местах лишения свободы по сравнению с 1996 годом стало меньше в 2 раза. В борьбе с недугом принимаются самые разнообразные меры. В Москве, например, при СИЗО N 1 открыт филиал кафедры туберкулеза одного из столичных мединститутов.
Впрочем, в зоне болеют не только туберкулезом. По данным Александра Кононца, там выявлено 28 тысяч больных сифилисом, 36 тысяч ВИЧ-инфицированных, 61 тысяча страдает алкоголизмом, а 96 тысяч - наркоманией. Этот "букет" болезней и пагубных пристрастий большинство из них приобрело на воле.
Однако "рекорд" за решеткой - за психически больными. Главный психиатр-нарколог медицинского управления ГУИН Олег Трифонов называет такую цифру: их 120 тысяч. По его словам, почти все они остаются вменяемыми, но имеют значительные психические расстройства. К сожалению, в уголовно-исполнительной системе всего 4 психиатрические больницы, а значит, о полноценной медицинской помощи говорить рано.
Между тем, как бы хорошо ни оснащались лечебные заведения УИС, настоящей бедой остаются следственные изоляторы. Только больных туберкулезом туда ежегодно попадает более 30 тысяч. Именно с воли идет основное "пополнение" зоны разными "болячками". Переполненность камер изоляторов, постоянная "текучка спецконтингента" и нехватка средств сводят к минимуму усилия медиков.