БОЙ ЗА КАНАТАМИ РИНГА

На днях из США поступила информация: знаменитый импресарио профессионального бокса Дон Кинг подал иск на телеканал ASPN и владеющую им корпорацию "Уолт Дисней" за выпуск "порочащей его программы" из цикла "Век спорта".

В передаче говорилось о том, что за Доном Кингом числятся как минимум два убийства и несколько покушений, финансовые махинации в особо крупных размерах. О том, что экстравагантный промоутер обсчитывал своих звездных подопечных - Мухаммеда Али, Майка Тайсона, Ларри Холмса. И даже "забывал" отдать больницам средства от благотворительности. Дон Кинг, как говорят, еще в середине 60-х отсидел четыре года за нанесение побоев, повлекших смерть. Так что удивило всех не очередное судебное разбирательство, связанное с ним, а сумма иска: два с половиной миллиарда (!) долларов, предъявляемая Кингом к телевизионщикам.
Прокомментировать ситуацию корреспондент "Труда" попросил вице-президента - WBC (Всемирного боксерского совета) Эдмунда ЛИПИНСКОГО.
- Эдмунд Чеславович, вы хорошо знаете Дона Кинга. В российских спортивных изданиях проходила информация, что именно он назначал вас супервайзером - главным судьей на решающие бои Тайсона. Что вы можете сказать об этом человеке?
- Газеты несколько приукрасили мою роль, изобразив представителя России в WBC в качестве "выдвиженца от Кинга". На самом деле такого не могло быть. Супервайзера выдвигает WBC, а промоутер может только отклонить кандидатуру. Мистер Кинг не стал этого делать. Более того, он выразил громкое одобрение такого назначения представителя российского бокса, "наименее коррумпированного", по его словам. Впрочем, это можно считать и дежурным комплиментом. Лично мне не доводилось ни конфликтовать с Кингом, ни участвовать в его криминальных делах (смеется), ни даже знакомиться с документами обвинительных дел, связанных с ним. При личном же общении он показался мне человеком очень живым, деловым, "хватким" и бывалым.
- У любителей спорта создается порой ощущение: "звезды" бокса проводят больше времени не на ринге, а в судах. Суммы иска порой заоблачные. Ну а Кинг потребовал вообще невероятного возмещения.
- В практике бокса даже близкие к миллиарду долларов суммы пока не фигурировали. Но, быть может, дошли и до миллиардов. Недавно и мне довелось стать участником процесса, ставшего теперь горьким уроком для деятелей WBC, да и любых спортивных чиновников. В 1998 году непобедимый Рой Джонс ушел в более тяжелую категорию, оставив свой титул в весе 79,4 кг вакантным. В его отсутствие чемпионом стал Грациано Роккиджани. Но когда Джонс вернулся в свою весовую категорию, WBC пошло на попятную: уж очень популярен этот великий мастер, ему вернули чемпионский пояс. Роккиджани был признал "временным чемпионом". Подобное случалось в практике бокса, и другие "временные" шума не поднимали. Но Роккиджани, будучи боксером весьма посредственным, увидел в судебной тяжбе свой шанс - в открытом бою против Джонса ему абсолютно ничего "не светило". Он выдвинул иск против WBC на сумму 31 миллион. Удивительно, но суд Нью-Джерси, где располагается наша штаб-квартира, этот иск удовлетворил. С таким же успехом боксер мог требовать и 31 миллиард. WBC - некоммерческая организация с годовым бюджетом в 2,2 млн. долларов в год. И нам было не до смеха - возникла реальная угроза закрытия самой известной, самой престижной боксерской организации, успешно работавшей в течение 41 года. В принципе мы могли создать новую федерацию, но с тем же штатом чиновников и тем же списком боксеров. Роккиджани от нас получил бы только старые компьютеры да стулья из офиса. Но с брэндом WBC неразрывно связаны имена Мухаммеда Али, Тайсона, Льюиса, Кличко и других знаменитых спортсменов. Пришлось решиться на нелегкий и неприятный шаг. "Полюбовно" удалось договориться с Роккиджани, что он единовременно получит полтора миллиона долларов и потом в течение десяти лет мы ему будем выплачивать еще по 300 тысяч. Этот пьяница и хулиган на ринге таких денег в жизни никогда бы не заработал, а мы эти средства могли бы потратить на проведение семинаров, методическую литературу, благотворительность. Этот случай заставил нас впредь быть более осмотрительными. Пришлось создать при WBC два новых комитета: апелляционный и по контролю за рейтингом во всех весовых категориях. А в заключение скажу: судебные дела в профессиональном спорте были всегда, по мере того, насколько большие деньги "крутились". Другой вопрос: о них в нашей стране мало писали, как и вообще о профессиональном боксе. Не надо их бояться, а следует учиться на чужом или хотя бы своем опыте. Иногда горьком.