ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: ПО ФИНСКОЙ КОЛЕЕ

Говоря про две страны-соседки, финны частенько вздыхают: "О, Россия и русские... Мы от них так близко и так далеко одновременно". Увы, живя бок о бок, мы разделили превратности нашей тесно, порой драматически соприкасавшейся исторической судьбы в прошлом, а в нынешнем столетии, будучи тесно экономически связанными, духовно остаемся каждый сам по себе - очень разными.

В отношении к творчеству Высоцкого, такого русского, такого задушевно-родного певца-бунтаря, мы только теперь все отчетливее стали понимать, что он - певец-патриот. И вдруг Высоцкий звучит по-фински. Первое ощущение - тотальное неприятие самого замысла, зачем это, даже дома мало кто осмелится петь "под него". Да, в Финляндии знают и любят нашу музыку - от таких песен, как "Катюша" и "Полюшко-поле", до Аллы Пугачевой. Удивительно, но вышедший "из тьмы лесов и топи блат" суровый, сдержанный на эмоции народ оказался восприимчив к "музыкальному ряду" славянского соседа. Популярна главным образом эстрада - яркие, запоминающиеся мелодии, под которые финны сочинили свои собственные тексты, которые отличаются от "первоисточников" как небо от земли. Тут же и Высоцкий. Казалось, ничего из этой затеи не получится...
Но у Арто Ринтамяки и Дика Холмстрема получилось. И это буквально ошеломило. Причем несмотря на то, что, сохранив мелодию и по большей части жесткую, наступательную ритмику автора, они не пошли по пути подражательства его манере исполнения - знаменитой хрипотце. Что и говорить, "их Высоцкий" получился мелодичнее оригинала. Актеры-трубадуры Арто и Дик неплохо поют дуэтом, аккомпанируя себе на гитаре и флейте, а музыканты Арии Хамминен и Берт Карлссон дополняют выступления игрой на контрабасе, аккордеоне, мандолине, бузуке и ударных.
Скепсис рассеивается при контакте с аудиторией. Вскоре доходит, что ее внимание - не дань вежливости, а действительная сопричастность, сопереживание. Концерт квартета из Турку идет на одном дыхании, как это было когда-то у нас на полуподпольных выступлениях Высоцкого, - настолько точно артистам из "финского Петербурга", как здесь иногда называют этот город, бывшую столицу страны, удалось донести его идеи, мысли, чувства, его мятежный и страдальческий дух. Арто Ринтамяки исполняемые песни переводит сам, хотя признается, что русским "владеет со словарем". Но ему каким-то мистическим образом удалось уловить ту надрывную честность во всем и до самого конца, которая и сделала Высоцкого Высоцким.
Все четверо музыкантов на хлеб себе зарабатывают другим. Высоцкого, которому они посвятили себя как популяризаторы его творчества, представляют всего пару раз в году, как правило, в ресторанах, где собирается "своя" публика. В этом году юбилей барда отмечался в Российском центре науки и культуры в Хельсинки, где артисты выступили на большой сцене перед сотнями благодарных слушателей, многие из которых приехали издалека.
Концерту сопутствовал соответствующий, как говорят киношники, "зрительный ряд": в одном из залов культурного центра открылась выставка замечательного фотомастера из Санкт-Петербурга Валерия Плотникова, запечатлевшего на пленку недолгий путь поэта и артиста. И это при том, что при жизни Высоцкого Плотников, в чем он с горечью признается в своей книге, сумел опубликовать фотоработы о нем лишь в небольшом буклете, да и то с превеликим трудом - по мнению Бюро кинопропаганды, не имевшему ни званий, ни наград Высоцкому большего не полагалось. С третьей попытки фотохудожнику удалось сделать то, о чем он давно мечтал и в чем видел свой долг, - выпустить большой фотоальбом, достойный Высоцкого, где в наиболее полном виде представлено "время Таганки" - практически все те люди, с кем он соприкасался, кто был ему дорог, кого ценил он сам. Вот как Валерий Плотников сказал о том времени: "Все мы помним, что Володя в полном смысле был народным артистом - по любви народной. Нашелся человек, который за нас всех смог сказать - и за сумасшедших, и за полярников, и за шахтеров, человек, который всю немоту нашу преодолел. И вот теперь, когда вышел этот альбом, тот самый зритель и слушатель может взять его в руки и заново пережить то, что он переживал, думал, чувствовал, когда слышал Володю, ставшего голосом всей страны".