10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ТОТ РАЗМЕР

Звенигородская Наталия
Опубликовано 01:01 04 Февраля 2006г.
"Золушку" Сергея Прокофьева, поставленную нынче на новой сцене Большого театра, смело можно назвать многострадальным балетом. Чего только не выпадало на его долю со дня первой премьеры на главной сцене Большого в ноябре 1945 года! В театрах разных стран давались интерпретации одна диковиннее другой. Дошло до того, что в прошлом году в Латвийской национальной опере Золушка оказалась уборщицей в борделе, откуда и вызволял ее любящий Принц. Оскорбленные наследники великого композитора добились запрета шокирующего спектакля (об этом скандале "Труд" писал летом 2005 года).

В Большом театре подобного себе не позволили. Сохранили без купюр партитуру, хотя и обещали "потрясти основы". Режиссер Юрий Борисов и хореограф Юрий Посохов услышали в гениальной музыке драму художника в сталинском СССР, трагедию человека, разлученного с любимой женщиной (как раз в 40-е первая жена Прокофьева испанка Лина Льюбера была арестована и отправлена в лагерь). Опираясь на полные сомнений и боли дневники композитора, они хотели рассказать не сказку, а судьбу.
Но каким бы дерзким все это ни представлялось в обещаниях, результат оказался довольно вялым, путаным и беззубым. Постановщики обрушили на зрителей ворох ассоциаций, нужных и ненужных. Взору являются и очкарик-Сказочник (похожий на самого Прокофьева) с его помощницей Пташкой (этим домашним именем Прокофьев действительно называл Лину). И апельсины, к которым мачеха с дочками обнаруживают неуемную страсть, таща их с дворцового приема авоськами (намек на оперу Прокофьева "Любовь к трем апельсинам"). Принцу, мечущемуся по свету в поисках ножки нужного размера, помимо представительниц экзотических народностей, под руку попадается некая оперная дива (Лина была оперной певицей) и уж совсем непонятно к чему - Голубой ангел (Марлен Дитрих).
Кстати, к киноассоциациям создатели спектакля прибегают особенно часто. Например, приносящий Золушке приглашение на бал почтальон приходит дважды... Но какое отношение все эти режиссерские находки, может быть, сами по себе не лишенные остроумия, имеют к действию?
В целом же - вот парадокс - "Золушка" образца 2006 года неожиданно обернулась старомодным драмбалетом, культивировавшимся на советской сцене в 1930 - 1940 годах. Но без свежести и естественности, которой отличались лучшие спектакли той эпохи. Зато все минусы стиля, из-за которых от него потом и отказались, тут представлены в полном "блеске". Так, танец возникает лишь там, где самим сюжетом определено, что герои должны танцевать. В остальных случаях он заменен пантомимой. Что же до хореографического языка, то полтора десятка лет, проведенные Юрием Посоховым за границей, на просторах балетного мира никак себя не выдали. Все чинно, красиво и... безлико. Да и красиво-то благодаря в первую очередь художнику-постановщику Хансу Дитеру Шаалю и создателю костюмов Сандре Вудл. А внешняя причудливая игра красок и форм лишь подчеркивает то, что Принц и Золушка (Сергей Филин и Светлана Захарова) начисто лишены индивидуальности и живого чувства. Музыка Сергея Прокофьева не открылась им. Она по-прежнему хранит свои тайны.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников