ОТЧЕГО КРЫША "СЪЕХАЛА"

С чувством тревоги читаю в "Труде" сообщение об очередной рухнувшей крыше. Я по образованию -

С чувством тревоги читаю в "Труде" сообщение об очередной рухнувшей крыше. Я по образованию - инженер-механик кузнечно-прессовых машин и горячей обработки металлов давлением. Опыт работы - 40 лет, из них 14 трудился в проектно-изыскательном институте. Принимал строительные объекты, эксплуатировал их, участвовал со стороны прокуратуры в составе технических комиссий по определению причин аварий с человеческими жертвами. В СССР тоже случались обрушения зданий, но редко. Помню, в 70-е годы в Минтракторосельхозмаше обрушилась кровля кузнечного цеха Липецкого тракторного завода. В 80-е годы с крыши Волгоградского завода упали строительные плиты. Были жертвы. Но массовых аварий в те годы не было и быть не могло потому, что в строительных правилах и в гостах закладывались многократные запасы прочности строительных конструкций. Кстати, металлические формы перекрытия кузнечного корпуса Волгоградского тракторного завода, построенные американцами в 1930 году, выдержали жесточайшую бомбардировку фашистов в 1942-1943 годах и прекрасно сохранились.
Сегодня проектируются облегченные конструкции, а уровень подготовки студентов строительных вузов, культура производства, дисциплина и методы строительства ниже, чем прежде. В 1980-1990 годы мне приходилось давать заключения на дипломные проекты выпускников технических вузов. Все они отличались тем, что не учитывали воздействия агрессивной среды, особенности санитарно-технических условий, утилизацию отходов и самих изделий после их эксплуатации. И, главное, студенты не думают об ответственности за нарушение санитарно-технических норм. В статье Андрея Полунина "Экономия на грани преступления" ("Труд" от 8.12.2005 г.) правильно поставлен вопрос, но автор считает, что состояние сооружений должна проверять "специализированная лицензионная организация". А где ее взять? Кто будет платить? Технический осмотр зданий и сооружений, методы и сроки должны быть предусмотрены самим проектом и заложены в сметы строительства. И проекты эти должны готовить проектные организации, а не НИИ, как было в случае с обрушившимся "Дельфином".