Не опускайте занавес!

Проблема выживания ТЮЗов обсуждалась на президентском совете по культуре – первом в 2014 году, объявленном Годом культуры

В понедельник в Пскове собрался совет по культуре при президенте РФ. Первый в 2014 году, который, напомним, официально объявлен в России Годом культуры. На повестку дня поставили вопросы — один глобальнее другого, но прежде всего речь зашла об отечественном театре.

Пройдемся по заявленным темам. Первая из них — «Современный театр как основа единого культурного пространства страны: возможности, препятствия, проблемы». Что ж, возможности велики. Проблемы и препятствия помог бы преодолеть грамотно составленный закон о культуре. Действующий, образца 1992 года (с последними поправками от года 2001-го), реалиям современного театрального процесса не отвечает. А проект нового перемещается по чиновничьим кабинетам уже больше 10 лет. Ситуация с законом о меценатстве еще плачевнее, хотя с его помощью можно было бы решить те проблемы, на которые у государства не хватает ни сил, ни ресурсов.

Следующая тема — «Воспитание новых поколений театрального зрителя как задача всего общества». Всем известно, что ТЮЗы нерентабельны и закрываются один за другим, а детские спектакли в драматических театрах убыточны: звезд не пригласишь, цены не взвинтишь. При том, что постановочные расходы ничуть не меньше, чем для среднестатистического взрослого спектакля.

Третья тема — «Пути повышения доступности профессионального театрального искусства для жителей малых и средних городов». И здесь ответ напрашивается сам собой: судьба театров в российской глубинке целиком зависит от того, любит ли театр конкретный мэр или губернатор. Иначе средств на ремонт и новые спектакли в подвластном ему бюджете не сыщется никогда.

Можно ли волевым решением все эти проблемы разрулить за год — вопрос из разряда риторических. Президент и его советники проявят искреннюю озабоченность — а что дальше? Мы знаем, как умеют чиновники всех мастей имитировать бурную деятельность. А там и Год культуры кончится, и о ней, облегченно вздохнув, забудут ровно до тех пор, пока верховная власть не объявит очередную акцию. Если еще будет что спасать.

Голоса

Алексей Бородин, худрук Российского молодежного театра

— Новое поколение, которое сейчас входит в жизнь, — это такой разнообразный народ! В каждом поколении, независимо от возраста, есть разные круги, отличающиеся друг от друга не только эстетическими пристрастиями, но и большим количеством иных параметров. Театру, ориентированному исключительно на взрослого зрителя, отследить такие тонкости очень непросто. Поэтому там спектакли для детей или молодежи получаются, как правило, усредненными. Юному зрителю, думающему, чувствующему, очень искреннему, нужен свой театр. И такому театру очень нужна продуманная государственная поддержка, особенно периферийному театру, который не в состоянии бороться за выживание только собственными силами, как это нередко происходит с театрами в больших городах.