НАШЕЙ "КОПЕЙКЕ" - ТРИДЦАТЬ

Ровно три десятка лет назад от волжских берегов покатились во все концы страны составы,

Ровно три десятка лет назад от волжских берегов покатились во все концы страны составы, нагруженные непривычно изящными по тем временам легковыми машинами. Да, "Жигули" ВАЗ-2101 стали тогда на наших дорогах отечественными "европейцами", не уступавшими, как считали тогда, своему собрату "фиату". Это уже потом, по мере появления новых моделей, ВАЗ-2101 назвали "копейкой", а для того поколения автолюбителей машина эта была все равно, что сегодня иномарка.
Мне довелось в те годы поработать корреспондентом и на стройке, и при запуске тольяттинского автогиганта. При сходе с конвейера первых "Жигулей" запомнилась характерная для нравов тех дней сценка. У выхода из сборочного корпуса - группа первых покупателей. "Передовики сельского хозяйства Куйбышевской области", - представляет начальник так называемой "сдаточной площадки". У всех "передовиков" на головах выразительные кепки-"аэродромы". От начальника аппетитно попахивает марочным коньяком. Наконец на площадку выезжает вожделенная машина. Первый покупатель нетерпеливо усаживается на водительское место, включает двигатель, машина двигается с места и... резко, набрав скорость, врезается в столб с осветительной лампой. Капот - всмятку. Начальник площадки сокрушенно охает: "Предупреждал же, что она приемистее, чем "Волга". А ошалевший автовладелец выбирается из помятой машины, припадает к столбу и начинает безостановочно причитать: "Пять шестьсот... Пять шестьсот... Пять шестьсот"... 5 тысяч 600 рублей - столько тогда стоила "копейка".
Сегодня иные владельцы иномарок с ухмылкой смотрят на "копейку" и ее сестер, так и не претерпевших, увы, за прошедшие годы кардинальных улучшений. Появилась даже серия анекдотов. Что возразишь - "АвтоВАЗ" не угнался за своим временем. И все же по опросу, проведенному журналом "За рулем", первые "Жигули" признаны лучшим российским автомобилем уходящего века. А к дню тридцатилетия на заводе установили памятник своему первенцу. Будем надеяться: волжская марка покатит вровень с мировыми все же раньше, чем она станет "полтинником".