МАГИСТРАЛИ ДЛЯ ПОЧТЫ

Ярославский вокзал в Москве. "Под парами" поезд на Красноярск, в почтовый вагон грузят письма и бандероли. Привычная картина, вот только поезд не багажный, как обычно, а скорый, такие поезда практически не возили почту уже много-много лет. Не по карману были государственной почте скорые маршруты. А вот теперь возят снова. Использование скорых поездов обходится почте по-прежнему дорого, но здесь нашли выход: параллельно ликвидировать дублирующие рейсы на пассажирских поездах, сэкономить за счет срезания "петель" в пути... Результат: при тех же общих затратах письма доедут до мест назначения быстрее. Этот проект - часть масштабной программы реорганизации федеральной почты, которая реализуется в связи с созданием государственного предприятия "Почта России". Одновременно с инвентаризацией имущества и фондов осваиваются новые услуги, такие, как ускоренный электронный перевод, доступ в Интернет на почте, передача по электронным каналам только что увидевших свет номеров газет и множество других новых для россиян услуг. И, конечно же, параллельно пересматривается система магистральных перевозок почты. Об этом мы попросили рассказать начальника Главного центра магистральных перевозок почты (ГЦМПП) Дениса ЧУЙКО.

- Денис Дмитриевич, что собой представляет система магистральных перевозок сейчас?
- Нынче за большую часть магистральных перевозок почты отвечает наш главный центр. Это крупное предприятие, в котором работает более 3 тысяч человек. В ведении центра находятся прижелезнодорожные почтамты и авиационные отделения перевозки почты Москвы. Ежедневно мы возим письма и бандероли, посылки, газеты и журналы, используя десятки грузовых автомобилей, 27 поездов и 80 авиарейсов. Почтовые вагоны - собственные, автотранспорт - и свой, и арендованный, авиатранспорта своего пока у почты нет. Конечно, не вся почта проходит через ГЦМПП, региональные управления федеральной почты также занимаются перевозками между собой, но самостоятельно. Должен отметить, что эта система далека от совершенства: слишком затратно, слишком долго, да и управлениям федеральной почтовой связи приходится нести дополнительное бремя по содержанию транспортного парка и организации магистральных перевозок почты.
- А какие изменения ждут эту систему в ходе реформирования?
- Главное изменение - принципиальное увеличение скорости доставки. Каким образом это произойдет? Помимо перехода с почтово-багажных на скорые поезда, на дальние расстояния будет широко использоваться авиация, а на ближние - автотранспорт. Это дает существенное ускорение: например, введение автомаршрута Москва - Петербург позволило получать там почту и прессу не в 14 часов, как это было раньше, а в 8 утра. Начнется более широкое использование чартерных рейсов (сегодня почта летит на обычных пассажирских рейсах). Кстати, уже ведутся переговоры об аренде бортов, но в будущем у федеральной почты появятся и свои самолеты, такие планы есть.
В скорость доставки входит не только быстрота перевозки, важен весь цикл, включая сортировку и обработку. В перспективе вся система магистральной доставки перейдет на иной принцип работы: будет сформирована централизованная системы хабов - так называются укрупненные центры обработки и рассылки почты. Вся почта будет по оптимальным маршрутам свозиться в хабы, максимально быстро и качественно там обрабатываться и уходить в систему региональной доставки или другие хабы.
- И когда появятся такие объекты?
- Это будет происходить поэтапно, как, впрочем, и все другие изменения. Ведь доставку нельзя остановить ни на один день! Сначала хабы будут организованы практически в каждом регионе, их будет около 60. Потом часть ликвидируют, часть, наоборот, - укрупнят. Окончательное число хабов пока назвать трудно, возможно, 25 - тут все диктует практика.
Сейчас специалисты отрасли разрабатывают новую схему логистики почты. Проводится тендер на создание системы автоматического управления изменениями в системе перевозки почты - это целая информационная система.
- Какова в новой структуре роль ГЦМПП? Сохранится ли он в том виде, как теперь?
- Он будет ядром будущего структурного подразделения "Почты России". Региональные филиалы, созданные на месте нынешних УФПС, будут получать и сдавать почту в систему магистральных перевозок, получив возможность концентрироваться на внутренних проблемах региона.
- Когда же система примет окончательный вид?
- По предварительным расчетам, первая волна изменений, то есть объединение магистральной сети под единым руководством, закончится до конца этого года. Но полная реконструкция системы доставки почты займет не менее трех лет.
- Вы говорили об изменениях, которые предстоят. Но ведь какие-то нововведения во вверенной вам структуре уже произошли?
- Конечно, и произошли, и происходят разноплановые изменения. Например, в схеме материального стимулирования. Уровень заработной платы отныне будет определяться по результатам работы. Введена материальная ответственность за неотправку почты. Представьте, прежде никто за это не отвечал!
Кроме того, вводится учет давности остатков. Что это значит? В конце дня обнаруживается, что какая-то часть почты, пусть очень маленькая, не была отправлена, не поместилась. Назавтра тоже остается несколько мест. И так через неделю, и через месяц... И никто не знает: может, в этом остатке одни и те же отправления? Их где-то ждут, а они лежат на складе... Теперь мы сделали такую ситуацию невозможной.
Не допускаем, чтобы поезд ушел без нашего почтового вагона. Прежде это было обычным явлением - то не подгонят вовремя, то не отремонтируют... С начала этой зимы такого практически не было и, я надеюсь, не будет. Почтовые вагоны сейчас переходят из региональных отделений в ведение ГЦМПП.
Как я уже упоминал, некоторые ближние перевозки переводятся на автотранспорт, а скорые поезда из Москвы на Челябинск, Уфу и Махачкалу уже возят или скоро начнут возить почту. На очереди и другие направления: Владивосток, Волгоград, Тюмень. К слову, использование "скорого" на Владивосток позволит сократить перевозку наземной почты на Дальний Восток почти в три раза! Идет и разработка специального авиамаршрута по "северам" - Кагалым, Норильск, Магадан, Петропавловск-Камчатский... Иными словами, такие точки, где железной дорогой не доберешься.
Происходят и другие изменения: появляются новые автопогрузчики, идет ремонт. Вроде бы простые вещи, но ведь этого много лет не было!