"МИНИСТР" В ЖЕНСКОМ РОДЕ

Корреспондент "Труда" приняла некоторое участие в конференции министров Совета Европы, посвященной "повышению статуса женщин", и зауважала себя после этого еще больше.

Признаюсь, что, отправляясь на 5-ю конференцию министров Совета Европы с очень серьезным названием - "Демократизация. Предупреждение конфликтов и миротворчество: перспективы и роль женщин" в македонскую столицу Скопье, была настроена более чем скептически. Думала, приедут разнузданные феминистки, начнут качать права по поводу и без него. На деле же министры в юбках оказались весьма приятными, воспитанными и образованными дамами.
В работе конференции приняли участие представительницы 50 стран. Некоторые доклады удивили такими "проблемами", о которых я, честно говоря, даже не задумывалась. А те данные, что приводили во время выступлений о жертвах насилия, просто шокировали. Казалось бы, третье тысячелетие, на деле же - замшелое средневековье.
...Судите сами. Родной отец утопил дочь в домашнем бассейне за то, что та поздно вернулась домой со дня рождения подруги. Брат до смерти избил сестру-мусульманку, собравшуюся замуж за христианина. Односельчане закидали камнями 14-летнюю девочку, чья "вина" состояла лишь в том, что ее изнасиловали накурившиеся гашиша двоюродные братья. Правда, в странах, где все это происходит, подобные сообщения, как правило, не попадают в криминальную хронику. Преступников даже не вызывают в суд, в лучшем случае им сделает внушение какой-нибудь местный шейх.
"Убийство чести" безнаказанно практикуется в десятках стран. Зачастую женщина воспринимается здесь не только как "существо второго сорта", но и как безоговорочная собственность мужа, отца или целого клана родственников. Международные организации, как было сказано на конференции, пытаются переломить ход событий - тратят немалые средства, привлекают экспертов и наблюдателей для того, чтобы, в частности, облегчить судьбу обитательниц гаремов. А к примеру, в Афганистане сейчас вовсю идет кампания по привлечению дам, носящих паранджу, для работы в местном правительстве. Но вот хотят ли они этого сами? Быть может, им больше по душе заботливый господин и домашние хлопоты? Об этом на конференции не говорили.
Принятая в 1979 году международная Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин на сегодняшний день ратифицирована 165 государствами из 188 членов ООН. Однако в развивающихся странах и по сей день бытуют чуть ли не первобытные обычаи. Десятки тысяч девочек в Африке и Азии подвергаются ритуальным и крайне жестоким операциям на половых органах. Те же "убийства чести", как свидетельствуют международные эксперты, уносят ежегодно жизни не менее пяти тысяч девушек, а нелегальные аборты - более 78 тысяч.
Домашнее насилие не утихает и во многих вполне сытых и обеспеченных странах. Россия, к сожалению, не исключение. Уровень, если так можно сказать, семейной жестокости резко вырос у нас с переходом к рыночным отношениям. Только в 1994 году от рук мужей и сожителей в РФ погибло около 14 тысяч наших соотечественниц. Эти данные сравнимы с потерями за всю афганскую кампанию. Руководитель департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда РФ Марина Гордеева рассказала, что в России работает около двух тысяч специальных центров реабилитации для пострадавших от произвола. Это своего рода убежища, в которых женщины могут не только скрыться от преследования, но и получить психологическую помощь.
Возмущению собравшихся министров не было предела, когда разговор зашел о торговле людьми. Сотни тысяч женщин и девочек ежегодно экспортируются из разных государств. Только из стран СНГ ежегодно вывозится не менее полумиллиона рабынь. В двадцати километрах от Скопье - в Косово, как я узнала, находится один из центров международной проституции. Девиц легкого поведения привлекает обилие хорошо обеспеченных сотрудников различных международных организаций. Жрицы любви прибывают в Приштину из России, Украины, Молдавии. Путь известен: через Болгарию и Румынию, где их встречают албанские "сексдилеры" и, отобрав паспорта, тут же определяют в дома терпимости Косово. Как рассказала заместитель министра труда и социальной защиты Молдавии Ангелина Апостол, в борьбе с нелегальной торговлей людьми на ее родине разработана особая комплексная программа. Она предусматривает не только пресечение преступной деятельности "рабовладельцев", но и реабилитацию пострадавших. Есть такие программы и в Украине, и во многих других государствах.
Тревогу участниц конференции вызвал и низкий уровень образования. Среди 300 миллионов неграмотных детей в мире две трети - девочки. А из 800 миллионов взрослых, не умеющих читать и считать, большинство - женщины. Лишь в нескольких странах мира (преимущественно в Северной Европе) парламентарии в юбках составляют 30 - 40 процентов от всех депутатов. И только в восьми государствах женщины занимают ведущие посты в правительствах. Как отметила директор департамента по вопросам равенства полов Великобритании Лиз Чекала, виной всему патриархальные стереотипы. Ее поддержала коллега из Украины - глава комитета по делам семьи и молодежи Валентина Довженко. По ее словам, на высших руководящих должностях в Украине всего шесть процентов женщин.
Представительство дам в профессиональных союзах мира, по данным статистики, также неоднозначно. В Азии их не более 12 процентов, а в "профбоссах" - 0,1 процента. В Америке соответственно 49 и 30, в Африке - 17 и 8, в Европе - 37 и 19 процентов. Во многих странах, несмотря на законодательно закрепленный принцип равной оплаты за равный труд, женщины фактически зарабатывают заметно меньше.
Все это возбудило и без того некоторых весьма агрессивно настроенных по отношению к мужчинам участниц. Подняли вопрос даже о дискриминации в области лексики. Дескать, в языках мира нет слова "гений" женского рода. А это, мол, оскорбляет чувства одаренных особ. Немалую обиду, как выяснилось, наносит некоторым руководящим персонам обращение "господа министры" только потому, что отсутствует слово "министр" женского рода.
В кулуарах мне удалось пообщаться и со своими зарубежными коллегами. Я узнала, что в некоторых странах нет разъездных корреспонденток. Чтобы пересечь государственную границу, скажем, Иордании, местная журналистка (как и любая ее землячка) должна получить письменное разрешение мужа, отца или другого родственника мужского пола. Одна европейская репортерша (позволю себе переиначить в женский род это мужское слово "репортер") привела ряд узнаваемых эпизодов: "Войдя в совет главных редакторов большой газеты, одна дама все ночи просиживала у телевизора, следя за результатами бейсбольных состязаний, которые ненавидела, - чтобы поддержать разговор за ланчем с коллегами. Другая же только из-за этого стала курить сигары".
Любопытное исследование, посвященное организации частной жизни журналисток, представили британцы. "Слишком много талантливых женщин, имеющих детей, теряют работу сегодня в связи с тем, что работодатели не согласны предоставить им гибкий рабочий график, - уверяют английские эксперты. - Многие откладывают рождение детей на неопределенное время, опасаясь потерять место в редакции, это происходит отчасти потому, что руководители-мужчины не готовы идти навстречу своим сотрудницам".
Впрочем, все участницы вспомнили о мужчинах исключительно в добром свете, когда стали звонить из аэропорта Скопье своим мужьям в Италию, Англию, Францию, Бельгию, Швецию, Германию. Содержание разговора было общим: "Милый, встречай меня, я скоро вылетаю. Целую, пока". И каждая из участниц стремилась домой - к мужу, родителям, детям, с портфелем, набитым предложениями о гендерном равенстве.