06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"КОНДОМИНИУМ"

Зубов Михаил
Статья «"КОНДОМИНИУМ"»
из номера 039 за 04 Марта 2003г.
Опубликовано 01:01 04 Марта 2003г.
Вы когда-нибудь пробовали зайти в ДЕЗ и полюбопытствовать, на что идут деньги, которые мы платим за жилье? И с какой стати, например, сантехник берет деньги за услугу, которая нами уже оплачена по жировке? Или почему электрик не делает планового осмотра электропроводки (хотя и за это уплачено), а является только тогда, когда совсем погас свет и полетели искры? Ответ ДЕЗа будет простым и, увы, формально вполне законным: "Не ваше дело, дорогие жильцы. Есть проверяющие организации, перед которыми мы отчитываемся, а перед жильцами - не обязаны". И не имеет значения, платишь ты за жилье по действующим в городе льготным ставкам или раскошеливаешься на все 100 процентов.

Распространенный пример: два дома, стоящих рядом. В одном живут льготники (их в городе пока еще большинство), в другом, только что построенном, - все "стопроцентники". Но обслуживаются эти дома одним ДЕЗом совершенно одинаково. А через несколько лет, как планируется, все население перейдет на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Вот только до тех пор, пока ДЕЗ (или другая эксплуатационная организация) не будет подконтролен жильцам, качество коммунальных услуг останется прежним, а реформу ЖКХ можно считать не начатой.
Между тем закон все же дает нам право контролировать работу и расходы ДЕЗа. Правда, для этого следует переоформить документы на домовладение и превратиться таким образом из "жильца такого-то дома" в "члена кондоминиума" или "члена товарищества собственников жилья". После чего можно уже не только строго спросить, но даже отказаться всем домом платить квартплату дирекции единого заказчика, если та работает плохо. В этом случае вы собираете деньги в общий котел и платите их другой организации, которая, на ваш взгляд, справится с обслуживанием дома лучше, чем ДЕЗ. Именно в предоставлении жильцам такой возможности, в конкуренции - суть реформы ЖКХ, а вовсе не в пресловутой стопроцентной оплате.
Даже если ТСЖ не создается, отношения жильцов и ДЕЗа меняются. Отныне контора согласно закону обязана согласовывать с кондоминиумом план работ и количество предоставляемых услуг и не реже двух раз в год отчитываться перед жильцами: на что потрачены их деньги. Качество услуг, как показывает практика, растет. При этом квартплата остается прежней.
Если жильцы создают товарищество, это тоже не значит, что они обязаны навсегда расстаться с дирекцией единого заказчика. ДЕЗ вполне может поучаствовать в конкурсе на право обслуживать дом и даже его выиграть у частных эксплуатационных фирм. Но и спрос с жилконторы уже будет другим, рыночным. Например, ее можно будет оштрафовать за нерадивость. Помимо этого, ТСЖ получает ряд других прав. Например, зарабатывать на нежилых помещениях своего дома. Вы можете сдавать в аренду первый этаж, а полученные деньги хоть делить между всеми жильцами, хоть пустить на ремонт или ту же квартплату. Казалось бы, условия очень привлекательные. Однако за все годы реформ в Москве создано лишь около 750 ТСЖ. Тех же, кто взял всю ответственность за управление своим домом, не деля ее с ДЕЗом, и того меньше - всего 153. Проще говоря, лишь 153 домовладения во всем городе (из 39 500 жилых домов) реально готовы к реформе ЖКХ. А ведь, по словам того же Петра Сапрыкина, "пока не начнут работать товарищества собственников жилья, реформа жилкомхоза вообще вряд ли возможна".
Почему же их создано так мало? По словам специалистов, главный тормоз - это просто боязнь перемен, особенно сопровождаемых таким страшным и непонятным словом, как "кондоминиум". Если серьезно - это безусловно опасение граждан, что при создании кондоминиума, а тем более ТСЖ резко подскочит квартплата. Ведь если электрика действительно можно найти на конкурсной основе, то некоторыми коммунальными услугами (отопление, вывоз мусора) занимается фирма-монополист. Бог знает, что у нее на уме. Кстати, жильцы некоторых товариществ уже жаловались, в том числе и в печати, что коммунальщики после создания ТСЖ в несколько раз подняли цены на вывоз мусора, некоторые другие услуги. "Это грубейшее нарушение, - утверждает Петр Сапрыкин. - Принят городской закон, согласно которому все ставки и тарифы для ТСЖ должны быть не выше ставок и тарифов ДЕЗа. Коммунальщики нарушают закон, пользуясь неосведомленностью граждан, и будут наказаны".
Чтобы развеять страхи, начальник управления координации деятельности ТСЖ Виталий Акимкин привел такую статистику: среди созданных ТСЖ лишь 40 процентов в элитных зданиях. Остальные - в самых обычных домах с жильцами среднего достатка. И участники товариществ подтверждают: платить они стали не больше, а с учетом качества - скорее наоборот.
Созывать собрание, создавать товарищество, готовить документы - мороки действительно много, а результат неясен. К тому же не секрет, что наш народ ленив. Поэтому для того, чтобы число ТСЖ множилось, необходимо пообещать выгоду. Чтобы простимулировать население, городские власти в разные годы приняли ряд законов, дающих очень ощутимые льготы товариществам. Но здесь вмешалась федеральная власть: почти все уже отменили. "Был закон Москвы от 1997 года, который давал товариществам право получить или выкупить на льготных условиях нежилое помещение, - рассказывает Виталий Акимкин. - Сейчас это уже невыполнимо, поскольку в новом Федеральном законе о приватизации муниципальной собственности сказано: распродажа проводится на равных условиях, без льгот. Раньше город передавал товариществам муниципальные помещения с правом сдавать их в аренду. При этом часть арендной платы шла в казну, другая - оставалась у ТСЖ. Но новый Бюджетный кодекс запретил и это, предписывая сдавать в единый консолидированный бюджет все без остатка. В новом Налоговом кодексе прописаны льготы по НДС для жилищно-строительных кооперативов, а для ТСЖ их нет. На послабления по единому социальному налогу есть право даже у садово-огородных товариществ, а ТСЖ в этот перечень не попали. В результате получается, что стоит городским властям придумать какой-то стимул для создания товариществ, ускорения коммунальной реформы, как выходит очередной федеральный закон, который все отменяет и отбрасывает нас назад".
Чтобы поднять привлекательность товариществ, сегодня городские власти готовят закон об освобождении ТСЖ, являющихся субъектами малого предпринимательства, от налога на прибыль. Правда, и у этой идеи хватает противников.
О том, как пользуются москвичи своими правами, рассказал руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Петр Сапрыкин:
"Жильцы любого дома могут принять решение о том, чтобы сформировать кондоминиум - то есть подготовить документацию на домовладение, определить доли каждого жильца в общем имуществе и принять решение, как дальше управлять этим имуществом. За подготовку документов отвечают префектуры и районные управы. Как правило, кондоминиум формируется в доме, где более половины квартир приватизированы или выкуплены. В него входят как физические лица, так и Москва - представляя тех жильцов, чьи квартиры не приватизированы. За предыдущие два года в городе сформировано 1010 кондоминиумов, в нынешнем возникнет еще около 800. Далее жителям кондоминиума предстоит принять решение: взять ответственность за эксплуатацию дома на себя - для этого создается товарищество собственников жилья (ТСЖ), которому предстоит нанять эксплуатационную организацию и договориться с ней о цене услуг, или же продолжать делегировать эти полномочия ДЕЗу. 80 процентов предпочитают пока последний вариант".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников