ЛАРИСА ДОЛИНА: НЕНАВИЖУ МУЗЫКУ! ПЛОХУЮ

В энциклопедии "Эстрада России" про нее написано: певица, сопрано. Совсем как про солистку оперы. Даже "примадонна" Пугачева не удостоилась в столь профессиональной вокальной характеристики. На нынешней эстраде, куда теперь, кажется, открыт путь любому (были бы деньги), Долина представляет редкое исключение: она музыкант высокого профессионального уровня. Сочетание экспрессивного голоса с филигранной техникой позволяет ей естественно "жить" и в виртуозном джазе, и в утонченном эстрадном романсе.В эти недели вышел телефильм "С новым счастьем" с песнями в исполнении Долиной. Воспользовавшись любезным приглашением артистки посетить ее московский дом, я начал с вопроса: довольна ли она лентой?

- Лучше спросить самих зрителей, - ответила она. - После премьеры мне звонили многие знакомые и поздравляли с удачным кинодебютом. Режиссер фильма очень хороший, и оператор достойный, ну а актерский состав просто звездный. Сам сюжет особенно близок простым русским женщинам, которым так нелегко живется, а они мечтают о "настоящей" любви, о принце... Но у постановщиков не было необходимых средств. Приходилось экономить на пленке, на декорациях, что не могло не сказаться на результате.
В 70-е, 80-е годы можно было "выехать" на одной игре актеров и классной музыке. Сегодня зритель избалован дорогими компьютерными эффектами, фантастическими декорациями...
- Любопытно, что вы не назвали в этом ряду музыку.
- В нашем фильме хорошая музыка. Песни, написанные композиторами Игорем Корнилевичем и Сергеем Ковальским, войдут и в мой новый альбом "Оттепель".
- Ладно, оставим в покое фильм. Но когда званием "композитор" щеголяет, скажем, Андрей Данилко - вездесущая Верка Сердючка (как в недавнем провальном римейке "За двумя зайцами"), то зрителям, воспитанным на музыке Микаэла Таривердиева или Геннадия Гладкова, по-моему, нечего делать у экрана. Да и невыносимо видеть в течение многих дней одного и того же артиста в одном и том же назойливом амплуа базарного трансвестита, кочующего из одного скверного телемюзикла в другой...
- Андрей, возражу вам, очень талантлив, хотя с мюзиклами, согласна, несколько перебрал. А знаете, почему так получается? Просто все телеканалы его "хотят". А откажешь - поссоришься, в следующий раз никуда не позовут.
- Не ностальгируете по тем временам, когда снимались и записывались в фильмах, где качество пленки было не так важно, как качество музыки, пения?
- Я не ностальгирую. Просто очень хорошо помню, и для меня это дорого. "Обыкновенное чудо", "Чародеи", "31 июня" останутся на десятилетия. Их постоянно показывают, я слышу себя, немножко другую, чем сейчас... Мне за ту работу не стыдно.
- Я давно слежу за телепрограммой "Песня года". Со многим за это время смирился - например, не вздрагиваю, когда при мне рэп называют музыкой, а рваные джинсы - концертным нарядом... Но вот бездарные тексты так и не научился воспринимать спокойно.
- Типа "ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже"?
- Это уже почти "классика". А вот свежее: "Разбуди мою нежность, я хочу узнать, где же скрыта наша дверь в царство света". О чем это, как вы думаете?
- Ну... О любви, наверное. Хотя сказано, конечно, коряво, но особенность песенной поэзии в том, что она может не очень смотреться на бумаге, а в песне это, глядишь, и не режет ухо. Сейчас молодежные группы вообще часто "изъясняются" на жаргоне, русского языка у них и не услышишь. Вот, например, "Отпетые мошенники"... Есть такой припевчик: "На что-нибудь заморочиться". Это чистый жаргон, рассчитанный на определенную публику. Но, наверное, аудитория "Мошенников" их понимает. И все-таки самыми любимыми поэтами для наших зрителей остаются серьезные авторы - Дербенев, Шаферан, Дементьев, Танич...
- Когда-то вся страна знала имена Дунаевского, Соловьева-Седого, Мокроусова... А спроси ты сегодня прохожего на улице: кого из современных композиторов-песенников знаете? Боюсь, никого не назовет.
- Не знаю, как прохожие на улице, но зрители на концертах, уверяю, назовут вам и Матецкого, и Тухманова, и Паулса... И авторов помоложе - Игоря Матвиенко, например. Видите ли, все композиторы, которых вы назвали, - очень достойные люди. Но их были единицы. Кучка...
- ...зато могучая, как говаривал Стасов.
- Стасов это говорил про Мусоргского с Бородиным и Римским-Корсаковым. А в советское время говорили о "могучей фучке" - они там все были на "ф": Фельцман, Фрадкин, Френкель и так далее. Отличные музыканты, не спорю, но они были во всех худсоветах, жюри - и больше никого к написанию песен не подпускали. Сейчас же авторов стало раз в 20 больше.
- Но вам не кажется, что из современного слушателя целенаправленно делают идиота, навязывая ему группы вроде тех же "Мошенников" или "Дискотеки Авария", у которых нарочито примитивны и корявы и тексты, и музыка?
- Вероятно, рынок этого требует. Значит, такой репертуар приносит сейчас деньги. А потом - надо спросить мнение и у самих слушателей: у каждого поколения своя музыка.
- Но эта музыка через три года умрет, а, скажем, песню Фрадкина "Ночной разговор" и через 40 лет после ее создания с удовольствием поет Лариса Долина.
- Тем не менее молодежь в своей массе к Фрадкину не вернется. А на смену одной модной музыке просто придет другая.
- Но есть же и интеллигентный слушатель...
- Среди молодежи? Да, но он слушает совсем другую музыку: кто-то - Гребенщикова и Бутусова, кто-то - Стинга...
- Лариса Александровна, вы любите творчество Игоря Крутого?
- Отношусь с уважением, потому что хорошо знаю, какая у него за плечами школа как у музыканта. А почему вы именно о нем спросили?
- Потому что недавно поймал себя на мысли, что многие талантливые композиторы - например, названный вами Владимир Матецкий, неназванный Игорь Николаев и некоторые другие - попав в "сферу влияния" Крутого (а он глава крупнейшей продюсерской фирмы "Арс"), потеряли свое лицо, стали писать в том же кисло-сладком квази-лирическом вкусе, что и Игорь Яковлевич. Этакие воспоминания о босоногом детстве человека, который в золотых цепях сидит где-нибудь на Майорке, отдыхает...
- Совершенно не согласна с вами. У Крутого настоящая, а не "кисло-сладкая" лирика. Например, "Любовь, похожая на сон" - красивая, достойная песня. Да и никого он под себя не подминает.
- А вспомните, насколько более яркими, чем те, что пишет сегодня Игорь Николаев, были его песни, сочиненные для Пугачевой: "Балет", "Паромщик", "Айсберг"...
- Николаев - профессионал и прекрасно понимает, для кого что нужно писать. Он для Пугачевой действительно сочинил удивительный пласт песен. Другие - для собственного исполнения, совсем иные - для Киркорова...
- Когда-то, подустав от современной русской попсы...
- Только не надо по отношению ко мне употреблять слово "попса".
- Хорошо, подустав от нашей популярной музыки, вы воспользовались предложением великого дирижера Евгения Светланова и сделали с ним, а также с Александром Градским программу "Шлягеры ХХ века". Нет желания вновь устроить что-то подобное?
- Такое желание есть всегда. Недавно, например, в Москве побывал с концертом Лало Шифрин - автор музыки и аранжировок к самым знаменитым голливудским фильмам. Мы с моим мужем Ильей Спициным продюсировали этот проект, я пела "Нью-Йорк, Нью-Йорк", Лало дирижировал замечательным симфоническим оркестром Владимира Зивы. Кроме того, был совместный проект с Игорем Бутманом "Карнавал джаза", с которым мы объехали пол-России и зарубежье. А в середине марта в зале "Россия" состоится презентация моего нового диска и концертной программы "Оттепель". Как всегда, с живым звуком, с сюрпризами...
- Лариса, я знаю людей, у которых долгая профессиональная жизнь в музыке отбила любовь к самой музыке. А как у вас?
- Классный вопрос! С детства ее ненавижу!.. (смеется). Нет, если без шуток - думаю, со мной такого никогда не произойдет. Потому что на досуге я нормирую слушанье музыки. Хочется покоя - книжку почитать, например...
- А бывало, что умная книжка помогала пережить черную полосу?
- Скорее не книжка, а кино. Вот лет 15 назад на экраны вышел наш фильм "Не могу сказать: прощай" - о том, на какую жертву может пойти человек ради любви. Картина невероятно трогательная, во мне что-то с тех пор изменилось, я на некоторые вещи стала смотреть по-другому. Очаровательные американские фильмы "Красотка" и "Кудряшка Сью" я по семь-восемь раз смотрела. Ну а советские комедии - "Бриллиантовая рука", "Джентльмены удачи", "Ирония судьбы" - они, по-моему, и через 30 лет будут смотреться как сегодня. Нынешнее же наше кино стараюсь не смотреть: насилие, мафия, разборки...
- Понимаю, нелепо спрашивать популярную певицу - что она думает по поводу строки Пастернака: "Быть знаменитым некрасиво"...
- Ну здесь, наверное, много смыслов. Хоть такой: знаменитый человек не принадлежит себе, он не может просто так сходить в магазин, в парк...
- А может, другое: Пастернака коробило, что кому-то - скажем, поэту или певцу - дана слава, а кто-то, сделавший для счастья человеческого по божьему счету не меньше, безвестен? Например, сельский учитель...
- Если этот сельский учитель талантлив и видит в работе призвание, то его не должно особенно заботить, знает о нем сто человек или сто тысяч.
- Но в нашей стране драматичность разрыва между знаменитыми и незнаменитыми остра еще и тем, что незнаменитые в массе своей очень уж бедны. Между прочим, вы, Лариса, занимаетесь благотворительностью?
- Занимаюсь, но не люблю об этом говорить. Помогать людям надо ради самих людей, а не ради того, чтобы потом об этом написала пресса.
- Ладно. Вы когда-нибудь думали, какой будете... ну, скажем, в 70 лет?
- Ой... Не хочу об этом задумываться... Не могу представить себя не поющей.
Беседу вел