АХМЕД ХОТЕЛ УБИТЬ БУША

Многое в этой истории остается неясным, о чем-то "в интересах объективности судебного разбирательства" запретил говорить судья, но общая картина на слушании по делу 23-летнего Ахмеда Омара Абу Али, начавшемся в Александрии - фактическом пригороде столицы, вырисовывается такая.

Три года назад Ахмед, живший с родителями - американскими гражданами мусульманского вероисповедания, в городке Фоллз-Черч (Северная Вирджиния), поехал на учебу в университет Саудовской Аравии. Там все и началось. С ним вошли в контакт боевики "Аль-Каиды", и он стал членом одной из ее ячеек, попав в этом качестве в поле зрения местных спецслужб. Арестовали его в 2003 году в связи с терактами против объектов, принадлежащих западным странам. В заключении он находился 20 месяцев.
На каком-то этапе Ахмед начал давать показания. При этом присутствовали представители ФБР, поскольку речь шла о гражданине США. На основании услышанного на допросах показания на процессе дал сотрудник антитеррористического подразделения ФБР Барри Коул. Под присягой он рассказал, что Абу Али вместе с другими членами "Аль-Каиды" планировал теракты наподобие тех, что произошли 11 сентября 2001 года. Они тоже намеревались захватить самолеты и обрушить их на цели на Восточном побережье Америки. Ахмед даже назвал объекты, где взрывы привели бы к наибольшему количеству жертв.
Саудовские алькаидовцы обсуждали также возможности убийства конгрессменов, взрывов судов в портах США и самолетов на военных базах, освобождения заключенных-террористов на базе Гуантанамо. Коул показал также, что Абу Али несколько раз заявлял допрашивавшим его сотрудникам ФБР, что хотел лично совершить покушение на президента Буша, каким-то образом приблизившись к нему настолько, чтобы застрелить его или взорвать. "Аль-Каида" предложила ему два варианта: он может сам стать мучеником-камикадзе или возвратиться домой, в Америку, жениться на христианке, создать подпольную группу, а исполнителей терактов ему пришлют.
Большинство показаний бывшего студента написано им самим от руки, удостоверено двумя саудовскими судьями и зафиксировано видеокамерой. Но его защитник Джон Цверлинг назвал все это "ересью", которой от него добились "допросами с пристрастием", а на самом деле Ахмед никакой не террорист, а юный американец, истосковавшийся по дому и стремившийся любой ценой до него добраться.
Интересно, что вернулся он в Америку лишь после того, как его родители потребовали этого от правительства через суд. Адвокат доказывает, что американские власти не были в этом заинтересованы. А один из чинов ФБР, А. Мейсон, чьи помощники вели допрос в Эр-Рияде, в ответ на электронное письмо Цверлинга написал, что Абу Али его офис больше не интересует. Вот тут и начинается непонятное: то ли суд имеет дело с конкретным проявлением того, о чем недавно говорил в конгрессе директор ЦРУ Портер Госс - что, мол, есть данные о подготовке новых терактов на территории США, то ли cо своеобразным социальным заказом - любой ценой подтвердить террористическую угрозу Америке, то ли ФБР замазывает свою причастность к саудовским "силовым" методам допроса.
Судья Лиам О'Грейди признался, что двойственность позиции ФБР его смущает, но тем не менее счел Абу Али, которому предъявлено обвинение по шести пунктам, личностью столь опасной для общества, что отказался выпустить его под залог. Дата суда будет определена позже.