КАРЕЛИЯ ВСЕ ЕЩЕ СНИТСЯ

Эти требования выдвигают четыре общественные организации: "ПроКарелия", "Карельский клуб", "Тартуский мирный договор" и "Возвращение территорий". Сбор подписей они мотивируют "восстановлением исторической справедливости". Под этим понимается пересмотр статей мирного договора между странами-соседями, заключенного в послевоенные годы. По нему Финляндия уступила Советскому Союзу 44 859 квадратных километров территории, а именно Карельский перешеек, часть побережья Финского залива с некоторыми островами, анклавы в Куосамо, Салла и Петсамо, Северное Приладожье. Из крупных по финским меркам городов к СССР отошли Выборг, Какогольм и Сортовала.

Земля эта оказалась на стыке распространения православия и насаждавшегося огнем и мечом католицизма, а затем уже мирным путем лютеранско-евангелического учения. Столкнулись тут и государственные интересы шведского королевства и российского царства.
В 1812 году так называемая Старая Карелия, то есть отвоеванный у шведов Петром I Карельский перешеек и Выборг, вошла в состав Великого княжества Финляндского в составе Российской империи, а с 1918 года границы полуавтономного княжества стали рубежами независимой Финляндской Республики. В ходе второй мировой войны Карельский перешеек и Выборг стали советскими. Именно об этих землях идет речь, когда поднимается вопрос о возвращении или невозвращении этой части Карелии финнам, хотя в самой Финляндии есть своя Финская Карелия. Перед приходом советских войск население Восточной Карелии было полностью эвакуировано, что объясняет, почему Выборг с близлежащими районами не вошел в состав Республики Карелия, а стал частью Ленинградской области. Вместе с немногочисленными финнами карелы составляют около 10 процентов населения автономии.
После войны вопрос об утраченных территориях не поднимался. Правительство Суоми стремилось наладить, а затем упрочить и развить отношения с могущественным соседом, хотя Финляндии и пришлось как бывшему, пусть и неформальному, но союзнику нацистской Германии выплачивать СССР репарации. Однако парадокс заключается в том, что именно этот период заложил основы финской индустриализации, помог становлению новых отраслей экономики, рассасыванию безработицы, обеспечил высокие темпы развития.
Сейчас в Финляндии живет около 130 тысяч переселенцев из тех 420 тысяч, которые ушли из передаваемых СССР территорий, а также 450 тысяч их потомков. Переселенцы создали организацию "Карельский Союз", которая занималась вопросами размещения и обустройства людей на новых местах, но затем выступила с лозунгами ревизии соглашений с СССР.
Первым из государственных деятелей, кто пытался поднять эту проблему, был финский президент Урхо Кекконен. Весной 1964 года в разговоре с Никитой Хрущевым он затронул ее. При Леониде Брежневе тема была окончательно снята с повестки дня. Всплеск интереса к ней спровоцировал Борис Ельцин, заявивший, что захват финской территории был примером "агрессивной политики Сталина". Это позволило тогдашнему президенту Суоми Мартти Ахтисаари призвать к общественной дискуссии об утраченной части "финской" Карелии. Во время встречи нынешних финского и российского президентов Тарьи Халонен и Владимира Путина последний предложил не затрагивать этот вопрос, потому что он может лишь ухудшить взаимовыгодные отношения между соседями.
Подавляющее большинство финнов осознает, что переписывание истории послевоенного урегулирования, перекроившей карту всей Европы, - занятие бесперспективное. Об этом говорит проведенный несколько лет назад опрос общественного мнения, в ходе которого населению было предложено ответить на вопрос, готово ли оно в случае гипотетического согласия РФ на возврат территорий на расходование совершенно астрономической суммы из госбюджета на то, чтобы подтянуть там уровень жизни и социально-экономического развития до общефинского. Большинство респондентов ответило отрицательно. Кроме того, муссирование территориального вопроса входит в противоречие с итогами Хельсинкского Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству 1975 года, заявившего о незыблемости послевоенного устройства на континенте.
Несмотря на это, активисты экстремистски настроенных обществ не теряют надежды. Недавно на сайте "ПроКарелии" в Интернете появился подробно разработанный план освоения Финляндией ее бывших земель. В случае благоприятного для Суоми разрешения этого вопроса часть русского населения сразу же покинет карельские земли. Другая, примерно 100 - 200 тысяч человек, получит возможность остаться при условии обязательства выучить финский язык и интегрироваться в социально-экономическую жизнь новой родины. Для тех, кто не сможет или не захочет этого сделать, будут предусмотрены денежные субсидии на переезд в Россию в размере от 35 до 42 тысяч евро. Разработчики идеи рассчитывают на то, что значительная часть русскоязычного населения предпочтет деньги и уедет из страны. На их место предполагается переселить 300 тысяч коренных жителей Суоми.
Сегодня "ПроКарелия" и другие организации утверждают, что собрали порядка 100 тысяч подписей в поддержку своих требований. Однако вот как откомментировал ее представитель МИДа Финляндии Олли Перхеентупа: "100 тысяч собирали не менее десяти лет. Начался сбор подписей приблизительно в 1993 году. Теперь никто уже и не знает, что думают эти люди. Причем один активист собрал 25 тысяч подписей в Великобритании, и подписи там ставили англичане, а не финны. Другой собрал 24 тысячи в самой Финляндию. И, наконец, третий собрал также в Финляндии 14 тысяч, но не подписей, а имен".
У государства Финляндии нет территориальных претензий к РФ. Финские официальные представители выражают удовлетворение общим уровнем дипломатических, культурных и экономических связей с нашей страной, равносторонними связями с сопредельными территориями.