БОЛЬШАЯ ПОРНУХА

Наконец-то Государственная Дума обеспокоилась судьбой Большого театра. Нет, не затянувшейся реконструкцией практически аварийного здания - это слишком мелкий, приземленный вопрос: ну подумаешь, придавит пару-тройку зрителей обвалившейся штукатуркой. Есть у депутатов головная боль посерьезней: порнуху, понимаешь, протаскивают на главную сцену страны!

И вот уже на телеэкранах замелькал депутат Сергей Неверов, инициировавший поручение Думы ее Комитету по культуре - разобраться, что за премьера такая готовится нынче в Большом и нет ли в сем опусе непотребства. Тревогу свою Сергей Иванович обосновывает тем, что в основу нового спектакля положено произведение писателя Владимира Сорокина, а он, Неверов, "хоть всех вещей Сорокина не читал, однако их скандальная репутация хорошо известна".
Депутат не унизился назвать произведение, о котором, собственно, речь, поэтому поясню: об опере композитора Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина "Дети Розенталя". Впрочем, не унизился он, может, еще и потому, что о постановке, по его же признанию, услышал случайно. Сам он из нее не знает ни слова, ни ноты.
Разумеется, забота о нравственности народа и его искусства похвальна. И Боже меня упаси спорить с г-ном Неверовым о ценности творчества Сорокина в целом - Сергей Иванович имеет тут безусловное право на точку зрения, даже на эмоциональную реакцию. Но вот что никак не укладывается в моей голове - как можно судить о произведении даже самого расскандальнейшего автора, если ты его не читал, не слышал, не видел?
Правда, прецеденты такого "прорицания", да еще и с оргвыводами, в нашей истории бывали. И балеты Шостаковича, не доведя до премьеры, "закрывали", и роман Пастернака, не читая, осуждали...
Я могу согласиться с тем, что в деятельности Большого театра много творческих проблем. Да, в последнее время здесь ставится немало экспериментальных спектаклей - что само по себе естественная реакция на предшествовавшие десятилетия сугубого академизма. Да, не все из этих спектаклей безупречны, что, конечно, должно становиться и становится предметом общественной дискуссии. Но именно дискуссии, а не запретов, которые только загоняют проблему вглубь, да к тому же создают дополнительный пиар "запретным плодам". Не секрет ведь: после неуклюжей акции, которую три года назад предприняла против Сорокина небезызвестная группа "Идущие вместе", тиражи писателя лишь возросли.
Кстати, напомню, что сам Сергей Неверов - зам. председателя думского Комитета по труду и социальной политике. К тому же специалист-горняк. Это что же значит: в его непосредственной сфере все благополучно - и шахты у нас не взрываются, и хорошую зарплату работникам платят без задержки, и восток страны не замерзает от нехватки топлива?.. Выходит - да, если нет сейчас у Сергея Ивановича больших забот, чем "Дети Розенталя", еще до своего рождения подарившие депутату драгоценный шанс не мытьем, так катаньем лишний раз пропиарить собственную персону. Именно пропиарить - потому что, скорее всего, конфликт закончится ничем: в Комитете по культуре автору этих строк дали понять, что не в стиле их ведомства "репрессивные" акции. Дело, похоже, ограничится деликатным устным запросом в театр, ну в крайнем случае - совещанием экспертов, причем своих представителей на него пришлет и Большой...