ЗАВЯЗЫВАЙТЕ, МУЖИКИ!

Водки русский человек может выпить значительно больше, чем китаец или японец. Завершившиеся на днях исследования в Институте общей генетики Российской академии наук позволяют ответить на вопрос, почему это происходит. Именно с алкогольной темы началась наша беседа со старшим научным сотрудником лаборатории анализа генома Светланой БОРИНСКОЙ.

- Светлана Александровна, почему все-таки многие наши граждане проявляют удивительную устойчивость к крепким напиткам?
- Устойчивость, а точнее, возможность принимать большие однократные дозы алкоголя у русских действительно отмечена. И эта возможность прокладывает дорожку к алкоголизму. А среди жителей Японии и Китая треть вообще пить практически не может. И еще треть может выпить, но не столь большие дозы, как русские. У русских и большинства жителей Восточной Азии разная наследственность. У них имеются изменения на генном уровне, которые не позволяют человеку много выпить. Механизм этот сегодня хорошо изучен. В организме преобразование алкоголя происходит в два этапа. Сначала он превращается под действием ферментов печени в токсичный продукт - ацетальдегид. Именно от альдегида головная боль и прочие "прелести" похмелья. Затем это отравляющее организм вещество расщепляется и выводится. Очень важно, насколько энергично ферменты атакуют выпитую водку на каждом этапе. Скорость этого воздействия заложена в генах.
Особенность большинства жителей Юго-Восточной Азии в том, что алкоголь в их организме достаточно быстро превращается в токсичный продукт, а вот расщепление и выведение его идет очень медленно. Таким образом ядовитый альдегид накапливается в крови в 30 раз быстрее, чем у европейцев, в том числе и у русских. Вот почему и небольших доз спиртного для многих китайцев достаточно, чтобы опьянеть или даже получить отравление.
- А среди русских есть люди с такими же особенностями?
- Как показали наши исследования, 3 - 8 процентов русских имеют наследственно сниженную устойчивость к алкоголю. Китайцы и японцы так быстро отравляются альдегидом, что вообще прекращают пить. Впрочем, остаются еще 10 - 30 процентов граждан, которые, как и европейцы, могут запросто "освоить" поллитровку "беленькой" на двоих или даже в одиночку. К этой группе относился, между прочим, и бывший лидер Китая Мао Цзэдун. Рассказывали, что он на банкете мог оставаться единственным, кто контролировал себя, и с удовольствием наблюдал, как его партийные товарищи упивались в стельку.
- Что нового принесли закончившиеся недавно исследования?
- Мы смогли оценить роль наследственности в уровне потребления алкоголя у разных народов. Самый низкий уровень потребления - в мусульманских странах Ближнего Востока. Если в России, по оценкам некоторых экспертов, потребление доходит до 14-15 литров чистого алкоголя в год на душу населения, то в Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии это буквально считанные миллилитры. Здесь существует религиозный запрет. Но, кроме религии, действуют также и гены. Проведенные исследования показали, что население Ближнего Востока занимает как бы промежуточное положение между русскими и китайцами, а также японцами по "генетической защите" от алкоголя.
- Почему произошли эти "антиалкогольные" мутации?
- На этот вопрос пока ответа нет. Может быть, это была реакция, приспособление организма к неизвестным нам факторам среды... Во всяком случае, мутации эти возникли гораздо раньше, чем появились крепкие напитки, так что с алкоголем их появление не связано.
- Нельзя ли и по другим регионам назвать долю жителей, организм которых тяжело переносит спиртное?
- В Европе - это от 1 до 8 процентов населения, на Украине - тоже 8, в районе Памира - 22, в Монголии - 15-30, на севере Восточной Сибири - от 9 до 16, на Чукотке - 2. Как оказалось, чукчи могут выпить не меньше, чем русские.
Важно подчеркнуть: никакого гена, на который можно было бы списать склонность к алкоголизму, нет ни у чукчей, ни у русских. Ген позволяет пить, а не заставляет. А широко распространенное в нашей стране пьянство объясняется другими причинами. Особенно печально, что на долю крепких напитков, а не вина и пива, приходится до 70 процентов потребляемого алкоголя. Это одна из причин низкой продолжительности жизни в России. В Европе преобладают вино и пиво, потребление их приносит меньше вреда организму при той же дозе в пересчете на абсолютный спирт. Если бы наши соотечестественники завели привычку хоть запивать водку водой или соком, то алкогольные токсины быстрее выводились из организма. И голова бы меньше болела, и алкогольная смертность снизилась. С водкой токсины выводятся в два раза медленнее, чем если выпить такую же дозу алкоголя в виде вина или пива.
- От каких еще невзгод могут защитить гены? Бывает ли генетическая невосприимчивость организма к тем или иным инфекционным болезням?
- Конечно. В тропических странах, например, есть люди с наследственной болезнью крови, которая одновременно защищает их от малярии. Один из весьма актуальных сегодня вопросов - изучение жителей разных стран, которые не заражаются вирусом СПИДа при половых контактах. Исследования показали: если присутствуют определенные изменения в ДНК, они ставят защитный барьер на пути вируса иммунодефицита.
У человека каждый ген имеется в двух копиях - одну получает от матери, другую - от отца. Если "ген устойчивости" к ВИЧ-инфекции он получит от обоих родителей, то не заражается при половых контактах. Правда, при переливании инфицированной крови даже генетическая защита с мощной атакой вируса справиться уже не может, и заражение происходит. У тех же, кто получил "защитный ген" только от одного из родителей, а второй ген - обычный, вирус проникает в клетки, но размножается там существенно медленнее, и симптомы болезни проявляются на несколько лет позже. Живут такие больные дольше, чем те, у кого нет защитных мутаций. Мы сравнивали устойчивость к СПИДу русских, украинцев и белорусов. Русские оказались наиболее устойчивы.
- Если конкретно, каков удельный вес русских, имеющих сразу две такие мутации и генетический иммунитет против СПИДа?
- Таких у нас примерно два процента.
- А нельзя ли использовать генетику в борьбе с надвигающейся грозной опасностью - "птичьим гриппом"? Из 186 землян, подхвативших этот смертельный вирус, около 90 человек все-таки выжили. Если обнаружить у выживших их генетическую защиту к коварному вирусу, может быть, удастся создать надежную профилактическую вакцину?
- Может быть, и так, но это очень долгий путь. Быстрее, думается, будет налажен выпуск обычной вакцины. Хотя и генетические исследования следовало бы проводить сейчас широким фронтом. Один из видов вакцины против ВИЧ разрабатывается как раз на основе данных, полученных генетиками.
- Не могли бы вы привести несколько примеров, показывающих, как генетические исследования помогают людям в обычной, повседневной жизни?
- Начну с того, что лекарства для многих наследственных болезней были созданы именно благодаря работам генетиков. Теперь приведу один из ярких фактов, который касается самочувствия сотен миллионов людей на планете. Но сначала спрошу вас: молоко - полезный продукт?
- Безусловно.
- Вот в этом-то и суть массовых заблуждений. Молоко полезно, но далеко не всем. В нашей стране примерно у трети русских и у 60-80 процентов коренных народов Сибири и Дальнего Востока употребление молока приводит к расстройству пищеварения и другим многообразным последствиям (хроническая усталость, депрессия, боли в конечностях, головокружение, нервозность, головные боли, нарушение сна...). Дело в том, что генетическая программа во многих случаях предусматривает усвоение молока только детьми в возрасте до 3-5 лет. А в более старшем возрасте и у взрослых молочный сахар - лактоза - уже не может перерабатываться в организме. Об этом почему-то нередко забывают даже врачи. А многие люди тем более не подозревают, что их недомогание вызвано непереносимостью лактозы. Кстати, она есть не только в молоке, но и во многих других продуктах...
В заключение хотелось бы подчеркнуть: ни генетические, ни культурные отличия не подразумевают превосходства какой-либо расы или народа. Просто каждый народ приспособлен к тем условиям, в которых он исторически сформировался.