17 октября 2017г.
МОСКВА 
10...12°C
ПРОБКИ
4
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ - ЗА ХЛЕБ

Павлючик Леонид
Опубликовано 01:01 04 Марта 2006г.
Для того чтобы снять хороший фильм, нужно, шутили классики, три условия: сценарий, сценарий и еще раз сценарий. А для написания хорошего сценария бывает достаточно одного условия: чтобы в его основе лежала настоящая литература. Отсюда вывод: хороший фильм проще и лучше сделать по хорошей книге. Эту истину блистательно подтвердил двенадцатый по счету фестиваль "Литература и кино", завершившийся вчера в Гатчине.

Победу в этот вечер праздновал Станислав Говорухин, поставивший в канун 70-летия едва ли не лучший свой фильм. На этот раз мастер вдохновился романом Владимира Дудинцева "Не хлебом единым", который прогремел в оттепель, а потом был надолго изъят властями из библиотек. И только в перестройку о нем вспомнили вновь. Два года назад, перед самым началом съемок, режиссер в беседе с автором этих строк, помнится, выражал сомнение в необходимости этого фильма. Мол, пойдет ли на него зритель, поймет ли проблематику глубокого и, увы, незаслуженно полузабытого романа. Оказалось, зритель наш - совсем не такой дурак, каким его представляют себе идеологи и создатели иных убогих сериалов и блокбастеров. Везде, где Говорухин показывает свой фильм, толпы зрителей атакуют кинотеатры, а после сеанса и самого режиссера, чтобы сказать ему слова благодарности и любви.
Так было и в Гатчине, где после финальных титров к режиссеру валом валили зареванные зрители. А ведь Говорухин рассказывает простенькую вроде историю о том, как школьный учитель физики не хлеба, не карьеры ради, а только во имя любви к стране, к своему народу взялся за изобретение новой труболитейной машины. Ради этой нелепой по нынешним представлениям цели он претерпел немыслимые мытарства и унижения, попал в тюрьму, потерял лучшие годы, но не сломился, спасенный любимым делом и любимой женщиной.
Эта, казалось бы, немудрящая история, воспроизводящая местами стилистику производственного романа, тем не менее рассказана режиссером с такой нежностью и с такой мерой душевного соучастия к своим героям, какие теперь редко встречаются в кино. Поэтому вердикт жюри, в которое входил и автор этих строк, был единодушен: "Не хлебом единым" - главное событие фестиваля. Кроме "Гранатового браслета" (так называется Гран-при гатчинского киносмотра), фильм был отмечен также призом за лучшую операторскую работу, а замечательный актер Виктор Сухоруков получил приз за лучшую мужскую роль. Словом, полный триумф Говорухина и его детища. Особенно на фоне того, что в конкурсе участвовали ленты таких мастеров, как Игорь Масленников ("Русские деньги"), Валерий Огородников ("Красное небо. Черный снег"), Валерий Лонской ("Голова классика")...
Сразу после вручения наград я основательно поговорил с режиссером. Вот небольшой фрагмент из этого интервью.
- Это уже четвертый фестиваль, где я показываю картину. И везде ее сопровождает зрительский успех. Я отношу его главным образом за счет хорошей литературной основы, за счет романа, который произвел в свое время переворот в обществе и который, как выясняется, в главных вещах совсем не устарел. Вслед за Дудинцевым мы попытались передать атмосферу минувшей эпохи, образы его героев, и, похоже, нам это удалось. Мечтаю о том, чтобы вслед за Выборгом, Гатчиной, Москвой фильм увидел широкий зритель на просторах всей матушки-России. Но из-за блокбастеров, заполонивших экраны, нашей черно-белой картине в широкий прокат прорваться очень трудно. Боюсь, что даже невозможно...


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.