КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ШЕФ - САМОДУР?

Неадекватный шеф - несчастный подчиненный. Ситуация, знакомая до боли каждому третьему. Как ее преодолеть с минимальными потерями, оказавшись в шкуре жертвы самодурства?

Степень воздействия на вас напрямую зависит от вашего чувства собственного достоинства. Если изначально видно, что вы не позволите на себя кричать, то шеф, скорее всего, этого делать и не будет, равно как и донимать мелкими придирками. Если же шеф катастрофически неадекватен, в первую очередь задумайтесь, настолько ли вам дорого это место работы. Взвесьте все "за" и "против".
Если вы не готовы распрощаться с данной работой по тем или иным причинам, то ваше первое место назначения - это кабинет неадекватного шефа. Не забывайте, что самодурство - это обратная сторона закомплексованности. Чаще всего самодурству, как и звездной болезни, подвержены молодые начальники, которые еще не совсем уверены в своих силах. Они считают, что без их крайней строгости и массы замечаний подчиненные не будут относиться к ним с достаточной серьезностью. Они выстраивают отношения начальник-подчиненный по принципу "боится - значит уважает".
Поэтому, идя на диалог с шефом, обязательно подчеркните его статус. Не "наезжайте" и не качайте права, а попросите помощи как у старшего товарища. Скажите, что есть вещи, с которыми вам сложно мириться, но вы очень дорожите своим местом в этой компании и именно его руководством. Попросите совета, как быть, чтобы вам комфортно работалось вместе. Даже отъявленный самодур должен смягчиться после такого откровения. Возможен и такой вариант: предложите начальнику четко регламентировать все спорные моменты и пути их решения и письменно заверить их в отделе кадров в виде перечня правил. Тогда при возникновении споров вы сможете обратиться к объективному документу с подписями обеих сторон.
Если и это не помогло, ваш следующий пункт назначения - кабинет начальника, под руководством которого находится ваш непосредственный шеф. Не стоит ябедничать. "Он такой плохой, а я такой хороший" - такой подход не поможет. Лучше конструктивно и корректно попросить совета.
Если ваш начальник занимает высшую позицию, не думайте, что вам не к кому обратиться. Ваш пункт назначения номер три - это HR-отдел или отдел кадров. Обратитесь туда и изложите свои пожелания. Даже самый высокопоставленный начальник прислушается к объективным рекомендациям специалистов по персоналу.
И несколько слов о пути номер четыре. Несмотря на то что этот путь наиболее распространен, он наименее действенен и безопасен. Это обсуждение проблемы с коллективом. Плакаться в жилетку коллеги - последнее дело. Во-первых, чужая душа - потемки. Неизвестно, как воспримет информацию ваш товарищ и в какой интерпретации она может дойти до других коллег. Можно прослыть сплетником, интриганом и, в конце концов, нытиком. Во-вторых, самостоятельное решение своих проблем без привлечения третьих лиц - это позиция, которая заслуживает уважения.
При подготовке статьи "Труд" консультировали HR-директор "Вимм-Биль-Данн" Вера Елисеева и HR-менеджер кадрового агентства "Империя кадров" Юлия Пискунова.