«Десять зим» завладели «Духом огня»

В Ханты-Мансийске завершился VIII Международный кинофестиваль дебютов «Дух огня»

В Ханты-Мансийске завершился VIII Международный кинофестиваль дебютов «Дух огня». Жюри под председательством режиссера Петра Тодоровского из девяти конкурсных фильмов производства Италии, Вьетнама, Болгарии, Канады, Франции, Румынии, Греции, Азербайджана и России, выбрало три лучших: «Десять зим» Валерио Мьели («Золотая тайга»), «Академия Платона» Полидефкиса Кирлидиса («Серебряная тайга»), «По течению» Буй Тхак Тьюэна («Бронзовая тайга»).

Зритель, который был главным в оценке конкурса «Российские дебюты», отдал  предпочтение картине о юных минерах Великой Отечественной войны «Рябиновый вальс» режиссеров Александра Смирнова и Алены Семеновой. От первого до последнего момента на фестивале прослеживалась преемственность поколений, правда, без акцента на противостояние отцов и детей. Председатель «Духа огня» Сергей Соловьев на открытии фестиваля показал две свои молодежные работы: диплом по рассказу Чехова «От нечего делать», снятый им в 23 года, и новую картину «Одноклассники», работа над которой совпала с его 65-летием и стала самым радостным подарком к дате.

Если в дипломной работе Соловьева играют выдающиеся актеры – Вячеслав Тихонов и Алиса Фрейндлих, то в «Одноклассниках» дан старт молодым – студентке ВГИКа Соне Карпуниной, Аристарху Венесу и Константину Крюкову. «Труду» Сергей Соловьев признался, что если бы в юности он не встретил Михаила Ромма, то вряд ли бы когда-нибудь стал режиссером. В то время принимали на режиссерский факультет ВГИКа с жизненным опытом, но Михаил Ромм во многом из-за чувства протеста указанию свыше, настоял на том, чтобы брать в вуз по таланту и желанию.

Тогда как сегодняшней молодежи как раз не хватает желания жить, стремиться к чему-то высокому. Это Сергей Александрович прочитал на десяти листочках дипломного сценария Сони Карпуниной, где она на основании своего опыта описывает попытку самоубийства молодой девушки, и решил снять фильм «Одноклассники», добавив в него своего мастерства, разума и нежности. Режиссер поставил диагноз молодежи: «Она не хочет ни революций, ни контрреволюций, ни совершенства мира и несовершенства тоже не хочет».

Если в «Одноклассниках» пунктиром обозначены некие мечты молодого поколения, то в российско-итальянском фильме «Десять зим», которому жюри единогласно присудило Гран-при фестиваля «Дух огня» красной нитью, правда, тонко и нежно тянется тема любви парня и девушки, которым для счастья понадобилось ни много ни мало, а целых десять зим, или десять лет. Они шли к близости и духовному родству очень осторожно, потому что вокруг все было очень холодно и зыбко. Они обманывались и обманывали, уезжали в другие страны и вновь возвращались…

«Десять зим» итальянца Валерио Мьели не такие экспрессивные, дерзкие и изломанные, как «Одноклассники» мэтра Соловьева, но более определенные и, что немаловажно, со счастливым финалом. Правда, сам режиссер Валерио считает, что можно было бы поставить точку и на девятой зиме, но десятка по определению более близка к цели. И даже в качестве аргумента итальянец сказал «попасть в десятку», а значит, завладеть «Духом огня».