«Подарок Медведева» обернулся для Норвегии 30 миллиардами евро прибыли

Северные соседи России счастливы: на территории, отошедшей к ним по соглашению 2010 года, найдено месторождение с 300 млн кубометров углеводородов

Соглашение от 2010 года, подписанное Дмитрием Медведевым еще в бытность президентом и ставшее плодом многолетних переговоров о границах между Норвегией и Россией в Баренцевом море, обернулось для скандинавского государства громадной радостью и экономической выгодой. На территории, отошедшей в результате этого соглашения к Норвегии, обнаружен значительный запас углеводородов. Под толщей воды, – определила разведка, – скрываются около 300 миллионов кубометров углеводородов, а это – почти 1,9 миллиарда баррелей в нефтяном эквиваленте.

Российские экологи и местные чиновники уже отреагировали на эту новость с негодованием. Норвежцы, – заявили они, – и так ставят под угрозу существование «рыбных роддомов» – такое говорящее название экологи дали некоторым участкам Баренцева моря. А теперь, – заверяют они, – под угрозой окажется еще и российский промысел трески.

Эйфория в Осло

Обозреватели «Новых известий» назвали территорию, отданную норвежцам Медведевым, «царским подарком». Действительно: ее ценность, по предварительным подсчетам, оказывается весьма велика, – около 30 миллиардов евро, если судить по сегодняшним ценам на нефть.

Как отметили в своем докладе специалисты норвежского нефтяного директората (NPD), общий объем полезных ископаемых на участке может достичь 565 миллионов кубометров, из которых примерно 15 % приходятся на долю нефти. Такие новости, по данным СМИ, вызвали у руководства скандинавской страны настоящую эйфорию. Министр нефти и энергетики Улу Буртен Муэ заявил, что быстрой выгоды от разработки нового месторождения, конечно, ждать не приходится. Однако когда добыча начнет развиваться – это окажет существенное влияние на экономику северных муниципалитетов.

Для Норвегии новый «золотой кусок» оказался тем более ценным, поскольку нефтяные запасы в норвежской части Северного моря, используемые с 1960-х годов, практически иссякли.

Известно, что государство уже начало подготовку к разработке месторождения: возводится береговая инфраструктура, перебрасываются буровые платформы с шельфа Северного моря. А бывшую сверхсекретную базу для подводных лодок НАТО норвежское министерство обороны совсем недавно продало за очень небольшую сумму – пять миллионов евро: теперь она будет использоваться для обслуживания углеводородной добычи.

«Моё» или «общее»?

В России публичная реакция пока последовала от экологов и чиновников северных округов, которые еще несколько месяцев назад обратили внимание на то, что норвежцы в Баренцевом море что-то затевают.

Претензии местных властей и защитников природы касаются возможной опасности для российских рыбных запасов, которую, по их мнению, представляют углеводородные разработки. «Наше общее море имеет уникальные запасы трески, которые просто необходимо сохранить, – сказано, в частности, в заявлении комитета по природопользованию и рыбному хозяйству думы Мурманской области».

Впрочем, – отмечают специалисты, – россияне вполне могут и присоединиться к северному соседу в разработке месторождения. В соглашении, подписанном в 2010 году Медведевым и норвежским премьером Йенсом Столтенбергом, специально оговаривается момент о добыче углеводородов. Если месторождение пересекает государственную границу, – сказано в документе, – и располагается на территории и одного, и другого государств, его можно разрабатывать лишь совместно. Так что в ближайшее время предстоит выяснить, «перетекает» ли в Баренцевом море норвежская нефть в Россию.

Переговоры о разграничении спорных территорий СССР и Норвегия вели с 1970-х годов. Руководство Советского Союза предлагало разделить участок площадью в 175 тысяч квадратных километров по «секторному принципу», в рамках границы полярных владений, установленной в 1926 году и проведенной по меридиану до Северного полюса. Норвежцы же настаивали на делении Баренцева моря по срединной линии. В итоге территория по договоренности была разделена на две равных части.