Стоит ли «Голос» слезы ребенка?

Добиться от ребенка естественности на «ярмарке тщеславия» невозможно

Детский «Голос» оставил чувство неловкости. Так бывает, когда смотришь на что-то не вполне искреннее, но должен делать вид, что все по-настоящему. Нечто подобное происходит, например, когда уважаемый певец раз за разом не может взять нужную ноту, а зрители все равно хлопают, чтобы не обидеть.

Говорят, ни один артист не способен переиграть ребенка. Это неправда. Точней, не совсем правда. Ребенок выглядит перед камерой естественно, если не осознает, что его снимают. То есть просто играет в дочки-матери, а не «на кого-то». Когда же он знает, что на него смотрят, он становится другим, начинает вести себя не по наитию, а по правилам. Заставить ребенка играть роль по заранее заданному сценарию так, чтобы он оставался при этом самим собой, вообще крайне сложно. Достаточно вспомнить рассказы режиссеров, снимавших детские фильмы. Сколько тысяч проб им пришлось провести, прежде чем найти мальчика или девочку, способную не замечать объектив и не стараться все делать так, как надо.

Добиться от ребенка естественности на «ярмарках тщеславия», каковыми по сути своей являются всевозможные телевизионные конкурсы, просто невозможно. Выходя на подиумы детских конкурсов красоты и на съемочные площадки музыкальных шоу для юных талантов, дети моментально включают все свои знания о том, что может нравиться публике. Отсюда все эти непристойные, как бы сексуальные извивания несформировавшихся тел, эти завитые локоны, яркий макияж и взрослые наряды.

Надо отдать должное авторам детского «Голоса»: побочные эффекты они пытались минимизировать. Большинство участников были в обычных джинсиках и платьицах, просто нарядных, но не концертных. Педагоги, видимо, также объяснили детишкам, что лучше задорно подпрыгивать, чем соблазняюще крутить бедрами. Но дело не столько во внешнем факторе.

Вылет из конкурса для многих участников «Голоса» взрослого был настоящей драмой. Еще бы: слава-то — вот она, буквально руку протяни! Но то взрослые — понимали, на что идут. А здесь?

Вот у двенадцатилетней девочки-отличницы спрашивают, почему она решила принять участие в шоу: «Я хочу доказать всем, что я не просто так, что я чего-то стою!» То есть если у нее сплошные пятерки в дневнике, — это ничто. А «что-то» — это когда эфир на всю страну.

На самом деле в словах девочки слышалось совсем другое: «Мама с бабушкой говорят мне, что я лучше всех. А одноклассники этому не верят. И вот теперь у меня есть шанс утереть им нос».

И вот они, родные, здесь же, в студии: «Ты — лучшая!»

Девочка эта прошла отборочный тур. А если бы нет?..

Конечно, в своей безудержной любви родители часто бывают слепы. И глядя многочисленные передачи про искалеченные судьбы людей, которым в детстве пришлось испытать момент славы, думают, что уж их-то чад это никак не коснется...

Драматичные нюансы происходящего хорошо понимают ведущие шоу и члены жюри. С малолетними участниками «Голоса» они стараются быть нежными и внимательными. Когда ребенок вылетает, знаменитые дяди и тети проникновенно говорят: «Ты же понимаешь, это всего лишь конкурс! На самом деле ты все равно лучшая!» Но выглядят они при этом так, как выглядят случайные прохожие, утешающие некрасивую девочку: «Ну что ты, не плачь, ты же красавица! Настоящая принцесса! А Петька — сам дурак!»

Но детей это мало утешает. Они уже думают о том, как подвели родителей. И об одноклассниках, которые встретят их с ухмылочкой: «Ну что, звезда?» И перед камерой они не плачут, но потом будут плакать.