"КРУПНЫЙ КАПИТАЛ ВСЕГДА У ВЛАСТИ"

Популярный немецкий журнал "Штерн" опубликовал интервью с Борисом Березовским. Читателям "Труда" будут небезынтересны, полагаем, некоторые высказывания, характерные для этого бизнесмена и политика, о влиянии которого на властные структуры у нас так много говорят... Предлагаем фрагменты интервью.

- Почему Россия избрала президентом человека, который не был известен год назад?
- Борис Ельцин назвал Путина своим преемником. В России всегда ценится только властитель. Можно любить царя или не любить, однако кандидат, которого называет царь, всегда уважаем. Не имеет значения, что люди не любят Ельцина. Многие сохранили психологию рабов.
- Выигрывает тот, кто лучше манипулирует?
- Нет, существует жесткая конкуренция. Перед парламентскими выборами в декабре 1999 года было две группы. Каждая имела огромную империю СМИ. На стороне Лужкова и Примакова - НТВ. На нашей стороне - на стороне Кремля - стояли ОРТ и РТР. Борьба в России зеркально отражается в средствах массовой информации.
- Неравная борьба. ОРТ, которое вы контролируете, является единственным каналом, охватывающим всю страну.
- Надо быть предусмотрительным. В.Гусинский, владелец НТВ, хотел одновременно и зарабатывать деньги, и оказывать политическое влияние. Поэтому он вещал только на густонаселенные регионы. Я использовал свой канал исходя из других принципов - прежде всего как средство в политической борьбе. Гешефт придет потом. ОРТ все сделало правильно.
- Вы уничтожили оппозицию, организовав большую кампанию. Что здесь общего с демократией?
- Еще летом никто не сомневался, что следующим президентом будет Примаков. Но в принципе люди его не хотели. Нужно было уже тогда это почувствовать и помочь обществу. Инструментом было ОРТ. Политика - искусство возможного. Мы были умнее наших соперников.
- И все немедленно побежали к Путину?
- Общество хотело видеть новое лицо: молодого, энергичного человека. Путин - это новое поколение.
- Путин грозит отстранить олигархов от власти.
- Это невозможно. Крупный капитал всегда у власти. Так живет современное общество. Если он уничтожит одного олигарха, придут другие.
- Что вам нравится в Путине как политике?
- Он реформатор с сильной волей. Это совершенно необходимо для укрепления России. Это не значит, что мы получим диктатуру. Нам нужно жестко последовательное государство. Кроме того, Путин не влюблен во власть. Все прежние премьеры хотели быть президентами. Степашин даже плакал, когда его уволили. Путин - единственный, который не рвался к власти.
- Путин - демократ?
- Путин - продолжатель демократической власти в России. Поэтому он демократ. Задача Ельцина состояла в разрушении старой системы. Путин должен показать, что новая система может быть эффективной.
- Есть ли у него стратегия?
- Я не знаю. Мы узнаем об этом самое позднее до середины нынешнего года. Не обязательно стратегию должен разрабатывать сам президент. Для него важно собрать сейчас сильную команду.
- Ходят слухи, что вы финансировали нападение на Дагестан, чтобы получить повод для начала войны.
- Это бред, истерическая кампания против меня. У меня регулярные контакты с чеченским руководством. Еще весной 1999 года оно изложило мне свои планы. Я сказал: это ошибка. А затем передал информацию нашему правительству.
- Москва сознательно использовала нападение, чтобы объяснить причины войны?
- Нет. Вы думаете, что в ФСБ сидят люди, настолько прилежные, чтобы выковывать такие планы? Никто не взял бы на себя такую ответственность.
- Взрывы прошлой осенью тоже были поводом для войны. Кто стоит за ними - чеченцы или, возможно, ФСБ?
- Я не знаю. Нет фактов. Против версии о причастности ФСБ говорит следующее: я не знаю никого, кто был бы интеллектуально в состоянии осуществить это. ФСБ делает много ошибок. Они неловкие. Я также не знаю, были ли это чеченцы. Зачем им этой акцией наносить вред самим себе?
- Как дальше пойдет в Чечне?
- Путин уже делает свои первые ошибки. Войну надо кончать. Я об этом с ним говорил. Три месяца назад уже наступила пора для переговоров.
- Почему три месяца назад?
- После поражения в первой войне Россия обрела комплекс неполноценности. Этот комплекс можно преодолеть двумя путями: или в течение двух поколений, или приняться мстить. Для России реванш был лучшим решением. И чеченцы тому дали повод. В трудный переломный период общество не может жить с таким комплексом. Оно должно верить в собственные силы. Три месяца назад в России возникло ощущение того, что мы войну выигрываем. Для преодоления проблемы нет военного решения. Если мы просто будем дальше бороться, мы снова потерпим поражение. И возникнет новый комплекс...
- Когда же будет наконец мир?
- Скоро. Но проблемы на Кавказе будут существовать вечно. Россия вынуждена с этим считаться.
- Что означает президент Путин для Запада?
- Только хорошее, особенно для Германии. Вы знаете, как это у нас все было в истории: или мы бьемся друг с другом до последней капли крови, или мы целуемся. Драться никто не хочет. Давайте же обниматься.