СВЕТЛАНОВ А В МИНИСТЕРСТВЕ - "НА КОВРЕ" В ГАБТЕ - "НА КОНЕ",

Временами было ощущение, что слушаешь и смотришь новое произведение. Хотя "Пиковая дама",

Временами было ощущение, что слушаешь и смотришь новое произведение. Хотя "Пиковая дама", сыгранная в субботу в Большом театре, осталась все той же "Пиковой дамой". Только куда-то исчез почти обязательный в других исполнениях разрыв между впечатляющей силой основных, стержневых сцен и благообразной скучноватостью "фона". В тот вечер произошла простая на первый взгляд вещь: нет, не переосмысление - "всего лишь" возвращение к Чайковскому.
- В "Пиковой даме" я бы мог предложить очень много свежего для восприятия. Коль скоро этот шедевр был создан на одном дыхании, за 44 дня, то, значит, и дирижировать его надо так, чтоб дух негде было перевести!
Эти слова были сказаны Евгением Светлановым в одной из наших предыдущих бесед. Евгений Федорович вспоминал, как в 1960 году готовил фонограмму фильма-оперы "Пиковая дама", как своей трактовкой поразил даже опытнейшую исполнительницу - Софью Преображенскую, которая призналась ему, что впервые в жизни по-настоящему ощутила атмосферу жути в спальне Графини. Дирижер тогда заметил, что он лишь точно выполнил темповые указания Чайковского... Но с тех пор словно рок не давал прикоснуться вновь к великой партитуре. И только теперь - сорок лет спустя! - Светланову удалось наконец осуществить давнюю мечту.
- Спектакль просто ошеломил, - признается мне Ирина Архипова, пришедшая в театр, несмотря на температуру 39. - Я забыла о недомогании, потому что "заболела" совсем другим - музыкой... Со мной сидели художественный руководитель Большого Владимир Васильев и исполнительный директор Владимир Коконин - они прямо ахали. Весь ансамбль исполнителей хорош, Светланов же - просто гений. Момент гибели Лизы у него прозвучал как грандиозный траурный марш, как огромная трагедия.
Тут бы на "высокой ноте", взятой Ириной Константиновной, можно было и поставить точку в сегодняшнем разговоре о Светланове, если бы вокруг дирижера в эти дни не разворачивалась совсем иная драма. Речь о затяжном конфликте между частью Государственного академического симфонического оркестра и Евгением Федоровичем - художественным руководителем этого коллектива. Как раз сегодня, во вторник, Светланов приглашен к министру культуры Михаилу Швыдкому, и, по имеющимся сведениям, от этой встречи зависит, работать ли дальше дирижеру в Госоркестре.
Напомню суть конфликта. Администрация оркестра вменяет в вину Светланову то, что он слишком мало времени проводит с коллективом, не борется за повышение зарплат музыкантам, не организовывает им гастроли... Действительно, за последний период дирижер работал с ГАСО по нескольку недель в году. Но это, к сожалению, вовсе не исключительный случай у маститых дирижеров, имеющих одновременно несколько контрактов в разных точках планеты. Добывать же деньги и решать иные организационные вопросы - задача директора, а не худрука.
У Светланова есть свои недостатки, но то, что его творческий потенциал уникален, в дополнительных доказательствах не нуждается. Если в министерстве это понимают, там, будем надеяться, приложат все усилия, чтобы, с одной стороны, обеспечить Евгению Федоровичу достойную возможность творить, а с другой - помочь оркестру обзавестись высокопрофессиональной дирекцией, компетентной в сложнейшем деле симфонического менеджмента. Если на этот счет в министерстве ясного понимания нет, осмелился бы посоветовать спросить мнение, скажем, Владимира Федосеева, или Валерия Гергиева, или той же Ирины Архиповой, или крупных зарубежных музыкантов, менеджеров... Те, думаю, внятно ответили бы, кто в большей степени представляет собой национальное культурное достояние России, - Евгений Светланов или люди, желающие оттереть его от оркестра, дабы в конечном счете превратить коллектив в заурядную кормушку для себя...