АНДРЮША

Лишний билетик на премьеру Театра сатиры "Андрюша" спрашивают у самой станции метро "Маяковская" и, если повезет, покупают у спекулянтов за 500 рублей. Сегодня это один из самых популярных спектаклей в Москве.

Cын известных актеров Марии Мироновой и Александра Менакера появился на свет в московском родильном доме по улице Воровского 8 марта 1941 года. С тех пор прошло 60 лет. Уже 14 лет, как нет с нами народного артиста России Андрея Миронова, скончавшегося прямо на сцене во время спектакля "Женитьба Фигаро". Все-таки создается впечатление, будто для зрителей он не умер. Бум вокруг этого имени происходит не потому, что в России обычно начинают ценить людей после их смерти, здесь другое - своим творчеством артист помогал людям никогда не унывать, даже в случае, если не остается никакой надежды. Недаром Андрей Александрович любил повторять: "Обидеть человека может каждый, а вот помочь - никто".
Сам-то он помогал как мог. Именно поэтому многие люди стремятся попасть на спектакль "Андрюша", поставленный соратником и другом Миронова Александром Ширвиндтом: чтобы хоть как-то соприкоснуться с этим удивительным лицедеем. А может быть, и увидеть его... Миронов и в самом деле словно оживает в воспоминаниях друзей, в течение многих лет выступавших вместе с ним на сцене Театра сатиры.
На сцену выходили Вера Васильева, Ольга Аросева, Михаил Державин, Спартак Мишулин и рассказывали, как они вместе с Андреем Александровичем играли в разных постановках, а в это время массовка, изображающая труппу театра, подыгрывала им в миниатюрных сценках.
Поначалу художественная форма спектакля, я бы даже сказала, не спектакля, а скорее, литературно-музыкального представления с демонстрацией на киноэкране отрывков из спектаклей с участием Миронова несколько обескураживает своей прямолинейностью и отсутствием режиссерской фантазии. Но потом я поняла: театр принципиально не захотел создавать самостоятельное драматическое произведение с образом артиста, так как сегодня в коллективе нет ни одного исполнителя, способного сыграть самого Миронова. И как бы актер ни старался, ни один зритель не поверит ему, ибо Миронов - один!
Переполненный зал с жадностью впитывал неизвестные ему ранее подробности из закулисной жизни Миронова, например, что он очень любил душиться дорогим одеколоном. Коллеги обошли стороной любовные приключения своего Андрюши, видевшего в женщинах источник для творческого вдохновения, и ни словом не упомянули о "большой" писательнице Татьяне Егоровой. Зато с радостью сообщили о его двух подрастающих внуках: Андрюше и Настеньке. Так что будь Миронов жив, он бы уже давно был дедушкой. И еще: накануне его трагической смерти в правительстве Москвы рассматривался вопрос о предоставлении ему здания для театра, который он мечтал открыть. Теперь нам только остается сожалеть, что на театральной карте Москвы так и не появился коллектив под его руководством, а он сам не сыграл Сирано де Бержерака, о котором мечтал всю свою творческую жизнь. Помните, как в фильме "Мой друг Иван Лапшин" его герой журналист мечтал стать сыщиком и чуть не расплатился жизнью за свой романтический порыв. В картине его спасли, не дали умереть, а вот в жизни - нет...
В Литве, недалеко от городка Шяуляй, есть гора крестов. На этом святом для всех литовцев месте после смерти Миронова был воздвигнут крест в память о нем, у подножия которого всегда лежат свежие цветы. Приносят их местные жители. Они молятся здесь за родных и близких и за улетевшего на небеса нашего Андрюшу.
В финале ретро-представления все присутствующие на сцене обращаются к опустевшему экрану, где в течение двух часов появлялся по-прежнему молодой Миронов, и поют, как бы провожая его к звездам: "Лети, Андрюша, лети, любимый!"