ВОРОТА, РАСПАХНУТЫЕ НАСТЕЖЬ

Если Олег Романцев не изменит своему обещанию, что в национальной команде будут играть только те футболисты, которые регулярно попадают в основной состав своих клубов, шансы Руслана Нигматуллина и Александра Филимонова на поездку в Корею и Японию невелики.

Руслан Нигматуллин долго мечтал о зарубежной карьере. За три последних года куда его только не сватали. Несколько раз подписание контрактов срывалось буквально "с кончика пера". Поэтому его отъезд в итальянскую "Верону" сопровождался массой комментариев - в большинстве оптимистических. Однако были и другие. В том же "Локомотиве" не скрывали: для сборной было бы лучше, останься Нигматуллин в клубе до завершения мирового чемпионата. Место в воротах гарантировано, а значит, без практики не останется. Если и будет Романцев искать в сборную вратаря, то лишь на место дублера.
Руслан не учел еще одного очень важного момента по имени Феррон, вероятно, посчитав, что дни в "Вероне" 36-летнего вратаря сочтены. И просчитался. Феррон проводит свой лучший сезон. О том, чтобы он уступил место чужестранцу, не хотят слышать ни руководство клуба, ни "тиффози", боготворящие своего "ловилу". Нигматуллину остается ревниво изучать игру нестареющего соперника со скамейки запасных.
Незавидна и судьба Филимонова. Большинство болельщиков и специалистов если и вспоминали о нем в последнее время, то разве что с издевкой, когда речь заходила о "пенках", на которые Филимонов не скупится. Остался он верен себе и в киевском "Динамо", где, как и предполагалось, быстро потерял доверие. Тем неожиданнее было приглашение Александра Романцевым в Таллин на матч с Эстонией. Завершился он для Филимонова плохой оценкой и недовольством тренеров, наверное, в душе все-таки признавших, что их выбор ошибочен. Сразу после игры в Таллине и главный тренер "Уралана" Сергей Павлов, помощник Романцева в сборной, предпочел в матче чемпионата Филимонову другого вратаря - Окрошидзе.
Что же, ворота нашей сборной на мировом первенстве будут распахнуты настежь? Да нет, есть голкипер, способный их надежно закрыть, - вернувшийся из Португалии Сергей Овчинников. Во-первых, он уверенно играет в чемпионате (как и до этого в "Порту"). Во-вторых, имеет опыт выступлений в составе сборной. И в-третьих, что особенно важно, в футбольной среде пользуется уважением. Прикрикнуть во время матча хоть на Ковтуна, хоть на Онопко для него не проблема. Однако на недавней пресс-конференции Олег Иванович ошарашивает публику, заявив с раздражением, что Овчинникова в сборной не будет потому, что он якобы отказался играть за национальную команду.
Конфликт, о котором говорили в кулуарах, стал достоянием всех, и, естественно, мы захотели узнать точку зрения другой стороны. Вот что сказал корреспонденту "Труда" Сергей Овчинников:
- Я был в шоке, когда прочитал в газете заявление Олега Ивановича. Потому что никогда не отказывался от сборной. Скорее всего, мне припомнили случай трехлетней давности после товарищеского матча Россия - Германия. За несколько дней до него мне позвонил старший тренер Михаил Гершкович. Разговор был таким: приезжай, будешь играть. Конечно, я собрался и поехал. Добирался на перекладных, потратив на дорогу часов 40. На тренировке занимался в группе основных игроков. Чувствовал себя в порядке. Но перед игрой мне вдруг объявили, что играть я не буду из-за плохой физической кондиции. После матча я подошел к Гершковичу и чисто по-человечески с ним поговорил. Попросил не "дергать" меня лишний раз из клуба, если играть мне все равно не дадут. Подчеркиваю, я просил не вызывать меня на товарищеские матчи только в том случае, если на меня не рассчитывают. И все! Поэтому слышать из уст тренеров сборной о моем "отказе" выступать за честь страны просто обидно. Тем более что с Михаилом Даниловичем у нас всегда были нормальные отношения.
- А не пробовали поговорить с Олегом Ивановичем, рассказать ему, как все было на самом деле?
- А зачем? Вот я объясняю свою позицию через вашу газету. Он же все понимает. Я никогда ни от кого не скрывал, что одна из причин моего возвращения в "Локомотив" - это желание выступать за сборную России...
Как дальше будут развиваться события? Романцев неоднократно подчеркивал, что в сборной будут играть только лучшие на данный момент футболисты, а личные отношения и клубные пристрастия роли для него не играют. Как показывает практика - это не совсем так. Не столкнулись ли две амбиции - игрока и тренера? Не будем вставать ни на одну из сторон. Объяснение Сергея Овчинникова своей позиции тоже не безукоризненно - ну провел в дороге 40 часов, ну считал именно себя достойным встать в ворота. И что из этого? У тренеров ведь тоже свое видение, кому играть, а кому посидеть на скамейке запасных.
Но мудрее тот, кто способен подойти к ситуации с точки зрения интересов сборной, а не своих амбиций. В данном случае - такого подхода, терпимости мы вправе ожидать от Романцева.
Теперь же ситуация обострилась. Свою точку зрения высказал долго молчавший и терпеливо ждавший разрешения конфликта главный тренер "Локомотива" Юрий Семин. Любому наставнику неприятно, если наговаривают на подопечного, не желают замечать его бесспорного мастерства. Как бы "из искры не возгорелось пламя". Потому, что и Валерия Газзаева, возглавляющего ЦСКА, не может не беспокоить судьба Ролана Гусева, которого Романцев вдруг оставил за бортом сборной. И это после стольких хвалебных слов в его адрес, после отчаянной борьбы за переход Ролана в "Спартак".
А может, не плохая форма Гусева здесь причиной, а опять же избыточная обидчивость Олега Ивановича? Подозрение подпитывается не столь давними историями с Бушмановым и особенно Тихоновым, которые тоже жили в "Спартаке" безоблачно, пока не стали говорить "лишнее". Как с ними обошлись, мы помним. Романцев спешно записал их в "отработанный материал".
У каждого тренера своя манера отношений с игроками. Кому-то и пряник покажется слишком горьким, а кто-то и под кнутом не вздрогнет. Но признания некоторых спартаковских игроков о том, что Олег Иванович не снисходит не только до душевных бесед, а даже просто доверительных разговоров, честно говоря, удивляет. А как же традиции Старостина, о которых не прочь порассуждать сам "наследник"? Неужто он забыл, как любил Дед поговорить с игроком даже самого неприметного калибра по душам? Неужто и впрямь времена изменились до того, что доброе слово перестало быть лекарем, а игрок становится неинтересен, как только чем-то не угодил? Давайте вспомним, как уходят из "Спартака" его бывшие "звезды" - Тихонов, Цымбаларь, Пятницкий... Кому-то прилюдно сказали "спасибо", кому-то устроили прощальный матч. Долг платежом красен... Вот Старостины это помнили.
В большинстве странах перед таким важным событием, как чемпионат мира, объединяются все - болельщики, специалисты, игроки, руководство сборной. Дело-то общее - и слава на всех одна, и поражение, не приведи Господь, тоже. А у нас все наоборот. То эксперименты нелепые (как в случае с триумвиратом тренеров Лобановский - Бесков - Ахалкаци), то скандалы (как на чемпионате мира в США), то вынужденный простой ( мы ведь уже 8 лет не участвовали в мировых первенствах). И теперь единства тоже невидно. Ни в отношениях между тренерами клубов и сборной, ни между тренерами и игроками. А когда в товарищах согласья нет... Впрочем, мы были бы рады, если бы наши тревоги оказались излишними.
Мы и в дальнейшем будем внимательнейшим образом следить за ситуацией не только вокруг Сергея Овчинникова, но и национальной сборной. Читатель, а что ты думаешь о сложившейся ситуации? Свои письма с пометкой "Овчинникова в сборную" присылайте по адресу: Москва, Настасьинский переулок, 4, К-6, ГСП-4, 127994 или по электронной почте: gorlov@trud.ru