ПОЛИТИКА ПРЕВЫШЕ ПРИБЫЛИ

Бизнес, как и война, есть продолжение политики своими средствами. Каждый день приносит новые сообщения о фактах торгового бойкота между американскими и немецкими фирмами, вызванного разными подходами руководителей двух стран к агрессии против Ирака.

В конце недели известная велосипедная фирма из Дармштадта "Ризе энд Мюллер" отказалась от контрактов с американскими поставщиками, как заявил шеф фирмы Хайко Мюллер, "в качестве протеста против иракской войны". Это дармштадтское предприятие получало из США запасных частей на 300 000 долларов ежегодно. Теперь Мюллер будет покупать все необходимое во Франции.
В свою очередь, собственное понимание патриотизма и гуманизма демонстрирует и американская сторона. Производитель чипов из Флориды прекратил поставки комплектующих гамбургской фирме "Аукон", выпускающей навигаторы для автомобилей, подчеркнув в письме: "Мы принципиально не торгуем с теми странами, которые не поддерживают борьбу против мирового терроризма и Саддама Хусейна". "Аукон" вынужден переключиться на товары из Швейцарии.
Саксонская текстильная фирма "Ледеретт" получила уведомление от американцев о прекращении всяких контактов со ссылкой на "верность политическому руководству США". Заокеанский покупатель, упомянув, что "был вполне доволен качеством и ценой немецкой продукции", отказывается ее приобретать в "знак протеста против позиции правительства ФРГ по иракской проблеме".
Предметом конфликта в высоких политических сферах оказалась вполне земная и безобидная продукция аугсбургского предприятия "Кайм", производителя красок. В настоящее время американские мастера заканчивают покраску Белого дома специальной продукцией из Аугсбурга, после чего должна была быть закуплена краска и для Пентагона. "Мы даже устно согласовали контракт, - говорит шеф фирмы Петер Нери, - но один из сенаторов потребовал запрета на поставки".
Христоф Ремер, известный эксперт из института немецкой экономики в Кельне, считает, что многочисленные отказы американских фирм являются только первыми шагами: "Чем дольше продлится война, тем выше вероятность того, что немецко-американские торговые отношения резко сократятся".
Кое-кто из немецких бизнесменов ищет и находит обходные пути. Ханс Дрифтман, владелец крупного предприятия под Гамбургом по производству кукурузных хлопьев и шоколадных мюслей, теперь сбывает свою продукцию за океаном под нейтральным названием "Кинг": "Очень жаль, что приходится скрывать немецкое происхождение товара, но кто этого не делает, тому приходится нелегко".