ПАСЕ - НЕ ТОРГОВАЯ БИРЖА

Надежды российских парламентариев на то, что после проведенного в Чечне референдума и внятно обозначенных президентом России ближайших перспектив мирного урегулирования ситуации в регионе острота чеченской проблемы на Парламентской ассамблее Совета Европы будет снята, - не оправдались. Дебаты по чеченской проблеме в минувшую среду были, как всегда, напряженными, большинство поправок российской делегации к проекту резолюции отклонены. В окончательном тексте документа осталось предложение представителя комитета по юридическим вопросам и правам человека Рудольфа Биндига (Германия) рассмотреть возможность создания специального трибунала по военным преступлениям в Чечне.

Резолюция ПАСЕ, во многом откровенно противостоящая объективным реалиям, вызвала недоумение и разочарование в Москве и Грозном.
- На референдуме 23 марта, - заявил глава администрации Чечни Ахмад КАДЫРОВ, - принята конституция республики, начинает активно работать судебная система. Правоохранительные органы привлекают к ответственности каждого, кто виноват в гибели людей, их исчезновении или в несудебной расправе, если такие факты установлены. В этих условиях постановка вопроса о создании некоего "трибунала" совершенно неуместна.
Один из парадоксов резолюции состоит в том, что фактически на одну доску поставлены боевики и военнослужащие. "Главная причина, по которой российские военнослужащие и чеченские боевики до сих пор продолжают совершать преступления, - говорится в документе, - состоит в том, что они практически всегда остаются безнаказанными". И это при том, что задача контртеррористической операции на Северном Кавказе в том и состоит, чтобы защитить мирное население от террористов и воздать по "заслугам" тем, кто вверг народ в пучину горя и страданий.
Может быть, в Европарламенте и в самом деле заседают люди, не отделяющие, как говорится, мух от котлет в чеченском вопросе? Отнюдь нет. Вот мнение члена российской делегации Валерия ГАЛЬЧЕНКО.
- Для российской делегации очевидно, - считает он, - что на Россию пытаются давить, используя "чеченский вопрос" с тем, чтобы РФ смягчила свою позицию по Ираку. По сути, добавляет парламентарий, российской делегации был предложен своего рода "товарообмен": со стороны России - корректировка позиции по Ираку, а со стороны Совета Европы - по Чечне.
Российская делегация на такой торг не пойдет, уверен руководитель Международного комитета Совета Федерации Михаил МАРГЕЛОВ. Касаясь проблемы войны в Ираке, он подчеркнул:
- Мы не будем использовать ПАСЕ как биржу, на которой можно торговать акциями... Для нас Совет Европы - это уважаемая, авторитетная европейская организация, с которой мы планируем сотрудничать профессионально и очень эффективно.
И все же: какие последствия для России может иметь резолюция ПАСЕ? Вот мнение помощника президента РФ Сергея ЯСТРЖЕМБСКОГО:
- Юридически бессмысленным это решение является потому, что не несет никаких юридических обязывающих последствий. Политически вредным решение ПАСЕ является потому, что идет вразрез с начинающим доминировать вектором развития политической обстановки в Чечне после референдума, указывающим на мир и стабильность в республике.