БУДУЩЕГО ПРЕЗИДЕНТА ФРАНЦИИ ЗОВУТ НИКОЛЯ?

Хотя имя Николя Саркози и не прозвучало в обращении президента Франции Жака Ширака к нации, озвученном в конце минувшей недели, для большинства французов сейчас ясно, что именно ему предстоит вытягивать страну из нынешнего бурлящего социального котла. Если это удастся, шансы лидера правящей партии Союз за народное движение (СНД) на предстоящих в 2007 году президентских выборах существенно возрастут...

В своем выступлении, которое транслировалось по всем национальным каналам телевидения, Жак Ширак проявил чудеса словесной эквилибристики, чтобы, скажем так, накормить волков и сохранить овец. С одной стороны, он объявил о введении в действие закона о равенстве шансов, восьмой статьей которого прописан злосчастный "контракт первого найма", всколыхнувший страну. Тем самым он постарался спасти лицо Доминика де Вильпена, попытавшегося навязать новый закон соотечественникам. С другой - пошел навстречу требованиям студентов, профсоюзов и фактически дезавуировал своего премьера, заявив, что документ надо модифицировать, снизив испытательный срок для молодежи с двух до одного года, а также включив в него право работника узнать причины при увольнении. Доработка закона ложится на парламентское большинство в Национальной ассамблее, а конкретно на СНД, которым руководит Николя Саркози.
Все эти "штормовые" дни партийный лидер и по совместительству второе лицо в кабинете Доминика де Вильпена занимал особую позицию. Проявляя на словах солидарность с премьером, по мере нарастания накала страстей в стране Николя Саркози стал от него отмежевываться. Сначала в завуалированной форме, а затем открыто Саркози призвал приостановить действие "молодежного контракта", начать переговоры, чем вызвал зубовный скрежет в Матиньонском дворце - резиденции Доминика де Вильпена. "Не нужно стыдиться компромисса. Это не ругательное слово", - заявил он по этому поводу в интервью газете "Паризьен". Тем самым, как здесь считают, Саркози дал понять, что начал свою игру, ставка в которой - президентское кресло.
Этот выходец из семьи венгерского иммигранта, бежавшего из Будапешта после прихода туда в 1944 году Советской армии, обладает огромнейшим опытом политической борьбы. Юрист по образованию, он пробился в высшие эшелоны власти благодаря недюжинной воле, организаторским способностям, ораторскому таланту, а также умению завязывать полезные контакты. Невысокого кареглазого паренька в середине 70-х приметил тогдашний руководитель неоголлистов, а ныне хозяин Елисейского дворца Жак Ширак и сделал его одним из лидеров партийного молодежного движения. Тогда же, кстати, Саркози познакомился с дочерью Ширака - Клод. Они были дружны, а как некоторые утверждают, даже более чем, но впоследствии расстались, сохранив приятельские отношения.
В 28 лет Саркози был избран мэром зажиточного и консервативного предместья Парижа - Нейи-сюр-Сен, двумя годами позже он - член парламента, а первый министерский портфель Николя Саркози достался в 1993-м. Накануне этого события он получил широкую известность среди соотечественников - лично вел переговоры с человеком, взявшим в заложники несколько десятков детей в одном из детских садов в Нейи-сюр-Сен.
Надо ли говорить, что все эти годы благосклонная тень Ширака сопутствовала этому любителю велосипедного спорта и тенниса? Но вот двумя годами позже Саркози допустил ошибку, которая ему дорого обошлась. Накануне президентских выборов 1995 года он отвернулся от своего благодетеля и поддержал тогдашнего премьер-министра Эдуара Балладюра, чей предвыборный рейтинг был намного выше, и... проиграл. Ширак победил, а для Саркози начался период, который здесь называют "переходом через пустыню". Дорога в Елисейский дворец ему была закрыта вплоть до 2002 года, когда Жак Ширак был вынужден уступить давлению некоторых тяжеловесов в лагере неоголлистов. Те настаивали на возвращении в большую политику Саркози, лидера с ярко выраженной харизмой и полного созидательной энергии - недаром его за глаза называют "человеком в 100 тысяч вольт".
Получив пост министра внутренних дел, Саркози развернул бурную деятельность, сосредоточившись на борьбе с преступностью, поднявшим голову мусульманским фундаментализмом, и добился серьезных успехов. Высокую оценку также получили его действия в ходе прошлогодних волнений в неблагополучных предместьях Парижа и других городах страны. По данным опросов, популярность Саркози за те три недели выросла с 52 до 62 процентов и остается таковой до сих пор, чего нельзя сказать о Доминике де Вильпене. Тот тоже до недавнего времени входил в число возможных кандидатов от умеренно правых в предстоящей гонке за президентское кресло, но теперь только чудо способно вернуть ему прежний статус.
Со свойственной ему неуемной энергией Николя Саркози сейчас взялся за наведение мостов с противниками "контракта первого найма". Он уже смог договориться о встречах с лидерами ряда профсоюзов и студенческих организаций. Свет в конце туннеля лишь забрезжил, а впереди еще множество вопросительных знаков. И первый из них - как пройдет день общенациональных действий против "молодежного контракта", намеченный на вторник 4 апреля?