НЕ БРОСАЙТЕ ДЕНЬГИ В ТОПКУ

Минфин, похоже, решил взять в свои надежные руки знамя борьбы с инфляцией в России. Глава ведомства Алексей Кудрин заявил, что в 2009 году рост цен в стране может составить 3-4 процента. Причем никаких титанических усилий Белому дому для этого совершать не потребуется. По словам министра, у правительства есть все возможности для обуздания инфляции, если задача борьбы с ней будет поставлена на первое место: "Для этого потребуется политическая воля".

Надо полгать, что сдержанный оптимизм Алексея Кудрина основан на последних данных Минэкономразвития, объявившего, что после рекордного скачка цен в январе - феврале 2006 года, когда инфляция составила 4,1 процента, в марте ситуация наконец начала выправляться и цены в стране выросли всего на 0,6 процента. При этом правительство продолжает надеяться, что до конца года потребительские цены будут двигаться по запланированному сценарию и на финише года не выйдут за пределы 8-9 процентов. При этом, правда, делается осторожная оговорка: если не будут повторяться ошибки прежних лет.
Анализ экономической ситуации последних двух лет доказывает банальную истину, что нельзя в руке держать больше одного арбуза. В Минфине считают, что именно по этой причине были провалены годовые задания по снижению инфляции. "Правительство ставило на первое место другие задачи, в том числе повышение расходов на социальные нужды, на оборону, на другие цели, которые приводили к тому, что мы упускали инфляцию", - заявил на последнем заседании кабинета министров Алексей Кудрин. В качестве аргумента он напомнил, что в 2005 году сверх запланированного бюджетом было потрачено 500 млрд. рублей. Причем большая часть этих денег по старой и недоброй традиции была израсходована в декабре. К тому же денежная масса в стране увеличилась на 38 процентов против плановых 29-33 процентов. В результате отложенный всплеск инфляции в очередной раз пришелся на начало 2006 года. Если же принимать во внимание, что на это время пришелся сезонный рост тарифов ЖКХ и естественных монополий, то случилось то, чего и следовало ожидать.
Впрочем, финансисты не склонны сваливать всю вину лишь на неповоротливость своих коллег из других белодомовских ведомств. Здесь признают и собственные просчеты в том, что финансовая политика государства не отличалась последовательностью. Сегодня, когда проблема перешла в плоскость практического решения, а отступать уже некуда, все немалые силы Минфина решено бросить на борьбу с "главным врагом" российской экономики - инфляцией. На прошедшей недавно в Высшей школе экономики дискуссии за "круглым столом" министр финансов неожиданно для многих сказал, что солидарен с главой РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом, заявившим на заседании правительства, что рост тарифов естественных монополий на самом деле не влияет на инфляцию. И пояснил, почему: если денег в экономике не прибавляется, то изменение стоимости услуг естественных монополий и ЖКХ увеличивает расходы потребителей на эти услуги, но уменьшает - на другие виды товаров. Иными словами, ни на что другое у населения денег уже не остается. А снижение спроса на целый ряд товаров естественным образом ведет к снижению цен на них.
Но одно дело спорить в коридорах власти на тему монетарной инфляции и другое - переносить инфляционное бремя на плечи населения. Судя по всему, в Минфине не намерены идти по этой давно проторенной дороге. Тем более что вопрос управляемости цен в России решается куда более проще, нежели в других странах, если учитывать, что у нас есть Стабилизационный фонд, куда стекаются все "лишние" для экономики деньги. Алексей Кудрин в очередной раз заявил, что назначение фонда - не пускать избыточные нефтедоллары на рынок. Если строго придерживаться этого правила, то инфляцию без особых усилий удастся удержать в заданном пределе. А если проедать эти деньги сегодня в угоду популистским настроениям, то нам никогда не справиться с разгоном цен. Ведь, по большому счету, жить на деньги Стабфонда - это все равно что их постоянно печатать.
Глава Минфина убежден: у нас нет других способов решить проблему укрощения цен, кроме как все активнее проводить политику стерилизации избыточных денег. Он напомнил, что по этому пути идут и другие быстроразвивающиеся страны, например Китай, где "лишняя" денежная масса стерилизуется в объеме 10 процентов ВВП. А тем, кто продолжает ратовать за проедание стабилизационных денег, Кудрин напомнил, что, если бы это случилось в 2005 году, тогда на финише года мы бы имели инфляцию на уровне 18-20 процентов, а укрепление рубля - 16-18 процентов.
Позицию Минфина поддержал и глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин, заявивший, что макроэкономическая политика за последние два года была наихудшей с 1998 года: "В основном деньги направлялись на поддержание штанов растущей бюрократии". В качестве сильнодействующего лекарства от инфляционной болезни он предложил отправлять в Стабфонд не только налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины на нефть, но и все другие доходы от экспорта нефти.
На последнем заседании правительства Алексей Кудрин предупредил своих коллег, что коли проблема борьбы с инфляцией поставлена на первое место, то и действовать следует всем ведомствам сообща: "Улизнуть правительству не удастся". Он напомнил что "расходы на 2007-2008 годы мы уже увеличили, опережая общий прирост экономики". А если учитывать, что в 2005 году расходы в номинальном выражении увеличились на 32,5 процента, а в 2006 году - на 24,4 процента, становится очевидным, что у нас не получится жить на широкую ногу и иметь низкую инфляцию. В этом случае у нашей экономики будет слишком короткий шаг.