«Форд» подталкивает к выходу

С автомобильного завода «Форд» под Всеволожском в Ленинградской области уволят 700 человек

На автомобильном заводе «Форд» под Питером начинаются массовые сокращения. Профсоюзы в ответ обещают акции протеста, но объявлять забастовку смысла нет. Администрация сообщила, что главный конвейер будет остановлен на два месяца.

1 апреля на автомобильном заводе под Всеволожском было не до смеха. Руководство ЗАО «Форд Мотор Компани» объявило о предстоящих массовых сокращениях персонала. Если эти планы будут реализованы, то рабочих мест лишатся 700 человек, то есть каждый второй член трудового коллектива. Менеджмента сокращения если и коснутся, то в меньшей степени. Активисты Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) оценили действия администрации завода «как циничную, нечистоплотную игру» и стремление хозяев переложить последствия кризиса на плечи простых трудящихся. «Администрация предприятия не исчерпала всех возможностей минимизации социальных последствий кризиса, сохранения рабочих мест и обеспечения работникам справедливого возмещения нанесенного вреда», — считает председатель МПРА, депутат Законодательного собрания Ленинградской области Алексей Этманов.

Сокращение каждого конкретного работника, по мнению лидера МПРА, должно быть согласовано с профсоюзом. Отстаивать свои требования работники «Форда» намерены всеми возможными способами, включая забастовки и акции протеста, как это было в 2007 году. Среди требований профсоюза — предоставление сот-рудникам, увольняющимся добровольно и по соглашению сторон, компенсационных выплат в размере не менее годового оклада.

— Сейчас администрация предлагает пять окладов в качестве компенсации всем, кто в конце месяца напишет заявление «по собственному», — рассказал корреспонденту «Труда» председатель профорганизации МПРА на «Форде» Игорь Темченко. — Думаю, что таких человек 100 наберется. Остальные намерены бороться.

— На автомобильном рынке кризис, продажи упали. Работодатели говорят о тяжелой экономической ситуации...

— Работодатель думать должен не только о машинах, но и о людях. При таком подходе возможны разные варианты. Например, переход на двухдневную работу и на посменную — неделю через неделю. Но с нашим профсоюзом вообще ничего не обсуждали, просто огорошили тем, что будет сокращение — и все. Мы настаиваем на диалоге. Тем более на 2015 год запланирован запуск новой модели, на которую ожидается более высокий спрос. Надо же сохранить коллектив для работы над новым автомобилем.

— На «АвтоВАЗе» давно идут сокращения примерно на тех же условиях, что предлагают вам, и вроде все всех устраивает.

— Кто вам сказал? Просто на «АвтоВАЗе» ячейка МПРА очень немногочисленная. Там создан другой, удобный для хозяев профсоюз, и он всегда согласен с работодателем. А вот на калужских заводах ожидаются похожие проблемы. Просто мы, как сказал Этманов, первая ласточка.

— Вы что, собираетесь бастовать?

— Обязательно. Вопрос только в том, когда начинать акцию протеста. Нам сообщили, что на следующей неделе останавливается главный конвейер, пока на два месяца.

— Значит, администрация предприятия все-таки поставила профсоюз в известность?

— О том, что грядут массовые сокращения, я узнал от журналистов, которые после обеда 1 апреля начали звонить с вопросами. Я думал, что разыгрывают. Только вечером нас пригласили в администрацию и сообщили о сокращениях, которые связали с девальвацией рубля и падением продаж. Но у нас нет ощущения, что ситуация безвыходная и что администрация исчерпала все другие возможности. Завод получает прибыль, и, судя по всему, менеджмент стремится ее сохранить, чтобы угодить акционерам.