11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСАНДР ПОЧИНОК: ЗАДОЛЖНИКАМ АМНИСТИИ НЕ БУДЕТ

Наумов Владимир
Опубликовано 01:01 04 Мая 2000г.
Вчера истек срок подачи гражданами деклараций об уплате налогов за минувший год. Наш корреспондент встретился с министром по налогом и сборам.

- Александр Петрович, как прошел сбор налоговых деклараций? Намного ли прибавилось их в этом году по сравнению с минувшим?
- По предварительным сведениям, число людей, продекларировавших свои доходы, чуть уменьшилось, и в этом нет ничего плохого. Ведь в чем суть декларации? Человек заработал деньги, скажем, в двух местах. И там, и тут он платил налог, но по низким ставкам. А в сумме его доход оказался на новой, более высокой ступеньке, где начинается иное исчисление налога. Возникает недоплата, а вместе с ней - необходимость объясниться и заплатить разницу. Вот главная причина, по которой людей обязывают заполнять декларации. Другая причина - налоговые льготы, которые могут получить люди, купившие недвижимость. Таких заявителей во много раз меньше. Прошлой весной декларации заполнили около 4,5 миллиона человек, да еще около 600 тысяч доплатили позже, по результатам проверок. А в нынешнем году, как показывают оперативные доклады с мест, подано около 4 миллионов таких заявлений. Если учесть, что около миллиона предпринимателей перешли на упрощенную форму отчетности и налогообложения и уже не обязаны объявлять свои доходы, то получается, что число "декларантов" стало относительно больше. Думаю, что, как и в прошлые годы, проверки обнаружат тех, кто уклонился. Наверняка таких будут сотни тысяч.
Надо сказать, что по декларациям мы соберем сравнительно небольшую часть суммы подоходного налога - менее 5 процентов. Ведь львиную долю уже перечислили в течение всего года работодатели, организации. Тем не менее мы относились и относимся к подаче налоговых деклараций со всей серьезностью и не меньшей ответственности ждем от граждан.
- Самые большие суммы укрывают, конечно, не граждане, а организации. Может быть, что-то надо усовершенствовать в Налоговом кодексе, в законодательстве вообще, чтобы перекрыть лазейки для утечки денег мимо бюджета?
- Я уже высказывался относительно налоговых льгот: от них надо освобождаться. Ни одно правило не обходится без исключений, но тут исключения просто перечеркивают само правило. Настоящее бедствие - необоснованные льготы для так называемых закрытых территориальных образований - ЗАТО. Там, как правило, расположены предприятия оборонного комплекса, и когда они лежали "на боку", был определенный смысл в льготах для населения. Теперь эти городки постепенно превращаются в рассадники криминального и полукриминального бизнеса, через них проходят безналоговые сделки по огромному количеству нефти, цветных металлов, многого другого. Для государства это - открытая рана.
Очень беспокоят проблемные, "полуживые" банки. Накануне их окончательного закрытия через их счета прокачиваются очень большие суммы, которые потом бесследно исчезают. Если их не взять под жесткий контроль, если не установить одномоментного порядка ликвидации, то деньги и здесь будут уходить в никуда.
Но если и не перекроют этих каналов утечки - мы деньги все равно отыщем. Бюджет этого года будет выполнен.
- Недавно состоялась встреча глав налоговых органов ряда стран СНГ. Довольны ли вы ее результатами?
- Цель этих контактов - сближение, улучшение среды для торговли, для экономического взаимодействия. Чтобы налоги не взимались дважды при прохождении товаров через границы наших стран. И чтобы в то же время никто не мог от налога уйти. Продвижение явное: лучше ориентируемся в законах наших соседей, специалисты научились "стыковать" налоговое законодательство. Кое-чему друг у друга учимся. Например, наши казахстанские коллеги разработали форму документа, которая позволяет надежнее регистрировать (для обложения налогом) международные сделки.
Надо признаться, мы чуть-чуть снизили темп продвижения. Нужно было бы - что называется, кровь из носу - уже иметь общий документ о том, как брать налоги с предприятий малого и среднего бизнеса: сегодня что ни страна, то свои особенности упрощенного налогообложения. И везде свои лазейки для уклонения от уплаты налогов. А хотелось бы и малый бизнес поднять, и налоги полнее собирать. Кроме того, выяснилось, что мы вместе с таможенными службами не очень хорошо умеем бороться с некоторыми "международными" схемами ухода от налогов. Многие фирмы научились имитировать экспорт: скажем, по таможенным документам они отправляют товар из Казахстана в Белоруссию через Россию. А на деле в страну назначения товар не попадает, где-то "растворяется". Разумеется, при этом и налоги ни одной стране не достаются. Вот поэтому-то в подписанных после встречи документах появились жесткие формулировки, типа: "считать недопустимым неисполнение...". Надеюсь, что к следующей встрече мы окажемся во всеоружии.
- Есть ли сдвиги в интеграции с налоговой системой Белоруссии?
- Для соединения наших систем практически не осталось проблем. Текст объединенного кодекса мы можем выработать в считанные недели, а за 2-3 месяца механизм взимания налогов совместить, как говорится, без швов. Но необходимо знать, в какой валюте будем работать. А она - и в этом, кажется, уже никто не сомневается, - должна быть единой.
- А какая, по вашему мнению, лучше: рубль, "зайчик", специальная валюта?
- Наверно, российский рубль - первый претендент на эту "должность". Выражу собственное мнение: заменить в обеих странах одновременно всю денежную массу слишком накладно, ведь любая замена поглотит при самом бережном подходе 5-7 процентов всех денег. Это больше, чем объем средств, необходимый для Белоруссии. Экономичнее заменить в одной стране, и вы догадываетесь, в какой. Технически и экономически проще напечатать для Белоруссии российских рублей и начать работать вместе...
- Некоторые специалисты опасаются, что в этом случае может произойти переток рублевой массы в "бедную" Белоруссию, в результате чего "богатая" Россия много потеряет.
- Деньги идут только туда, где они могут быть обменены на реальные товары. Так что опасности вроде бы нет. И все же неконтролируемый рост пустых денег возможен, если рубли выпускать в обращение одновременно и в Минске, и в Москве. Такие требования раздаются, за ними - желание заработать на нашем объединении. По моему убеждению, эмиссионный центр непременно должен быть единым, и это - Центробанк России.
- Не пригодился ли опыт контактов с коллегами по СНГ в налаживании, например, малого предпринимательства?
- С теми или иными вариациями у всех его развитие продвигается со скрипом. Нам бы в России желательно иметь миллиона три таких предприятий, а на деле их пока 750 тысяч. И не в последнюю очередь - из-за проблем с налогами. У нас около 20 федеральных налогов, еще больше региональных и несколько местных, в этом мы "перещеголяли" даже партнеров по СНГ. Этого хозяйства пугаются инвесторы, ну а малый бизнес просто изнемогает. В последний год немало сделано для упрощения сбора налогов с предпринимателей. Сдвиги есть, но мы - в начале пути. Взять, например, применение так называемого вмененного дохода. Закон дает региону право решать - по каким признакам и показателям заранее назначать, "вменять" величину налогов. В этом случае упрощается контроль, развязываются руки у инспекций. Предпринимателям это тоже выгодно: они не составляют горы отчетности, да и зарабатывать легче, когда "доля" государства определена изначально. Казалось бы, не должно быть особых трудностей, да не тут-то было. Скажем, для автозаправочных станций в Дагестане установили налог, подразумевающий доходность каждой топливозаправочной колонки в 40 тысяч рублей в год. А в Краснодарском крае (по существу - рядом) доходность определили в 560 раз более высокую. Причем такая сумма назначена не на колонку даже, а на один автозаправочный пистолет. Кстати, "короли бензоколонок" здесь отреагировали на новшество по-своему: стали оставлять только по одному пистолету на автозаправку, перенося его с места на место. Надо же как-то выживать...
- Очевидно, вмененный доход все же останется главной формой налогообложения малого и среднего бизнеса?
- По моему глубокому убеждению, здесь надо будет еще помозговать. Существуют три основные формы: патентный, "упрощенка" (как мы для краткости иногда говорим) и вмененный доход. Но нет идеальной. Не лишен недостатков и метод вмененного дохода, да и применить его можно далеко не на всех предприятиях малого и среднего бизнеса. Учтем мы и опыт коллег по СНГ. В общем, пока еще все - в движении, об окончательном варианте говорить рано.
- По-прежнему много разговоров о взяточничестве среди налоговых инспекторов...
- На самом-то деле подавляющая часть налоговых инспекторов не ворует, это я знаю наверняка. Не так уж много обнаружила случаев взяточничества налоговая полиция, а она нас проверяет неусыпно. Но зарплата в 700-800 рублей (в некоторых городах местные власти доплачивают даже до 1500) энтузиазма у налоговиков, конечно, не вызывает. Бывает, что идут на постыдные дела. Два года назад столкнулся со случаем, который до сих пор не выходит из головы. Судили инспектора-женщину, она попалась на взятке. Стали разбираться. Молодая женщина - сирота, помощи ждать неоткуда, никаких других источников дохода нет, а на руках - маленький ребенок. А в то время зарплату - и без того мизерную - уже много месяцев задерживали. Так вот, сумма взятки, которую она приняла, точно - рубль в рубль - соответствовала зарплате, которую ей задолжало государство. Суд все это учел и назначил ей условное наказание. Не буду ничего идеализировать: встречаются куда более циничные случаи, мы от них не открещиваемся. От многих мы избавились. Но устранять надо первопричину.
Сейчас зарплату не задерживают, с апреля ее даже повысили, но величина ее и сейчас никого устроить не может. Я надеюсь, что в этом году произойдет еще одно повышение окладов для бюджетников. Буду просить президента вернуть налоговым служащим упраздненный продовольственный паек.
- А ведь есть еще и некий социальный фонд, который пополняется из дополнительных доходов, полученных при изъятии скрытых налогов...
- Действительно, есть фонд, в который направляется доля средств, которые поступили в бюджет благодаря усилиям работников налоговых инспекций. Это так. Но я бы не называл эти деньги дополнительными ресурсами, и вот почему. Они заранее сосчитаны Минфином. И если другим министерствам финансирование отпускается на все 100 процентов, то нам - с учетом тех сумм, которые мы обязаны собрать в фонд. Вот и судите, сильно ли мы разбогатели на эти средства. К разговору о взятках я бы добавил, что надо бы небольшими изменениями в законе чуть-чуть уменьшить полномочия налогового инспектора: отстранить его от возможности принимать самостоятельные решения. Такие, которые помогают недобросовестному плательщику налогов благополучно выпутаться.
- Александр Петрович, вы многих заменили, приняв министерство? Ведь это - обычное дело: новый руководитель - новая команда...
- Очень неохотно меняю людей. Можете проверить: ключевыми департаментами руководят люди, которых принимал мой предшественник: это Федоров, Аристархова, Сердюк... Зачем дельных специалистов менять? Правда, ближайшие помощники в основном новые: тут ориентируешься на людей, которых давно знаешь и на которых можешь положиться. Стремлюсь создать такую обстановку, чтобы люди от работы получали удовольствие.
- Беседуем мы в одиннадцать вечера. Как вы проводите свободное время - если, конечно, оно бывает?
- Первое: сплю, очень это дело люблю, а удается "по полной программе" редко. Второе: путешествую. Считаю, что если уж представилась возможность посмотреть новые места, то упускать ее грех. И еще читаю. Недавно открыл, что у нас в стране все же есть детективная литература. Подарили мне книгу Акунина - отменный детектив, и написан, кстати, языком, достойным нашей замечательной литературы. Получил большущее удовольствие, советую и вам прочитать, если еще не успели.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников