26 июня 2017г.
МОСКВА 
22...24°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 59.66   € 66.68
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ганеева Ольга
Опубликовано 01:01 04 Мая 2000г.
Знаете ли вы, что будущий человек, находясь во чреве матери, слышит звучание внешнего мира? И лишь через месяц после рождения он начинает видеть свет? Значит, еще до появления ребенка с ним можно разговаривать? "Можно. Но лучше - петь!" - считает доктор медицинских наук, профессор Михаил ЛАЗАРЕВ, заведующий лабораторией формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава.

"ПРИВЕТ, Я ТВОЙ ПАПА!"
- С будущими мамами и раньше занимались специальной гимнастикой, подготовкой к родам. А вы, Михаил Львович, предлагаете женщинам "в интересном положении" петь?
- Я предлагаю как можно раньше начинать общаться с ребенком, которого ожидают. Раньше считалось, что ребенок в дородовом периоде - лишь некая аморфная биологическая субстанция. На этом настаивала советская психология, начиная с Л. С. Выготского. Но ведь это совсем не так! Смотрите, ребенок родился семимесячным. Через 2 месяца он, как положено, ползает, ест, держит головку. А ведь он прожил всего 9 месяцев - срок, который отведен ему для жизни в утробе.
Итак, если "там" мы имеем пусть еще неразвитую, но личность, то "с ней" надо начинать общаться. Я придумал массу технологий такого общения - от луча света до специальной серии звуков, прикосновений. И думал, что я один такой умный, а этим тогда, в начале 80-х, уже вовсю занимались в мире.
Первым был калифорнийский врач Рене ван де Кар - это он стал "разговаривать" с плодом, неизменно приветствуя его: "Привет, я твой папа!" И плод реагировал на приветствие - особыми движениями. Вторым американцем был Бренд Логан с его "сердечным" методом. Он предложил записать кассеты с ударами материнского сердца - особым образом измененными по ритму и темпу - и давать слушать ребенку, время от времени поднося эти кассеты к животу. Оказалось, плод лучше вызревает, развивается, дети рождаются с лучшими показателями.
- Во всем этом явно не хватало музыки!
- Пожалуй. Над музыкальным методом я задумался давно, когда работал с детишками, больными бронхиальной астмой. Искал возможность влияния на дыхательную функцию ребенка как можно раньше. Решил для начала научить правильно дышать будущую маму, но оказалось, что просто дышать по системе - скучно. Лучше и приятнее - петь. Я написал колыбельные песни для будущей мамы и попросил ее петь эти песни каждый день в 8 часов вечера. Она пела, пела - и вдруг забыла. Ровно в 8 часов ребеночек начал активно и "недовольно" двигаться, толкаться, причиняя женщине некоторые неудобства. Она спела колыбельную - и он тут же затих. Мы просили многих беременных женщин провести подобный эксперимент - результат был тот же: ребеночек явно "требовал" песен!
"МУЗЫКА РОЖДЕНИЯ"
- И я написал "Сонатал" - программу музыкального воспитания плода. Пытался издать, но тогда, в конце 80-х, в столице меня не захотели понять, издатели - отвергли. А в Набережных Челнах приняли мою идею, поддержали. И все будущие мамы во всех женских консультациях города стали заниматься по программе "Сонатал".
- Запели?
- Не только. "Музыка рождения" - это и новый режим дня с переходом на семиразовое питание, и определенное дыхание, и пение, и специальный массаж. Целый эмоционально-двигательный комплекс, в котором мама проживает, изживает множество образов: плакса, ябеда, жадина, а также образы животных с их особым типом движения.
- И что же, вместо первого крика новорожденного врачи услышали песню?
- Почти. Мы получили потрясающие, считаю, результаты: существенное снижение младенческой смертности в Набережных Челнах. Родившиеся младенцы обладали значительно более высокими показателями здоровья - физического и интеллектуального. Они раньше начинали держать головку, раньше садились и вставали, значительно раньше произносили первую фразу. В два года некоторые уже читали наизусть стихи.
- Насколько я понимаю, доктор, ваша теория не ограничивается "пением до рождения"?
- Нет, конечно. Это - принципиально новые подходы к образованию. Коли мы поняли, что ребенок до рождения - формирующаяся личность, то дородовый период надо рассматривать как начальный период образования.
Идея пренатально ориентированного образования включает в себя основные разделы будущего обучения: музыкальную математику, музыкальную химию, музыкальную биологию. Это, конечно, не значит, что неродившийся еще ребенок "понимает" ту же биологию или химию. Но он способен почувствовать очень многое - и очень рано. Мой младший сын, к примеру, замирал на месте, когда вдруг слышал ту мелодию, которую наигрывала, напевала его мама в период беременности. Песни, которые ему пелись в то время, потом он запоминал с первых слов, гораздо легче, чем другие.
"ВЗРЫВ НЕЙРОНОВ"
- Итак, мы задумались: нет ли в дородовом периоде развития человека неких преимуществ, которых потом уже не будет никогда? Оказалось - есть. Известно, что с 8-й по 17-ю неделю жизни плода происходит так называемый "взрыв нейронов" - нервных клеток, которые в этот период мозг продуцирует в избытке, как бы "про запас". К моменту рождения ребенка мозг теряет почти половину своих нейронов. Ведь "качество" нейрона, его зрелость проявятся потом в большем объеме информации, которую мозг может в себя вместить и "переварить". Так почему бы не попытаться сохранить хотя бы часть из них? И если мы сможем влиять на нейрон в дородовом периоде, может быть, удастся сам нейрон сделать другим...
- Зачем? И допустимо ли вторгаться в столь тонкие материи?
- Все когда-то случается впервые. Известно ли вам, что самая большая проблема педиатрии сегодня - незрелые дети? И прежде всего это - незрелость мозга, что ведет в дальнейшем к физическим заболеваниям, снижению интеллекта, часто - к асоциальному поведению подростков, к эмоциональной ущербности, зависимости от алкоголя или наркотиков.
И если мы в дородовый период "поработаем" с нейронами, заложим очень важные дыхательные, двигательные, эмоциональные компоненты, связанные с информацией (в меру, не превращая мозг в "дискету"), они потом могли бы стать базовыми для развития личности.
- Так что все-таки - лечение или обучение - главное в программе?
- В дородовом периоде это неразделимо. То, что мы делаем с помощью музыки, - стимуляция развития плода, - это метод ранней пренатальной профилактики детских болезней, в том числе нового класса заболеваний - "школьных болезней". В то же время это совершенно новая педагогика, которую я назвал "квантовой", и впервые изложил ее принципы месяц назад в Казани, на Всероссийской конференции по укреплению здоровья в школе. Это новое направление в педиатрии: школьная восстановительная медицина, которая приходит на смену нынешним, чисто лечебным подходам.
"РЕФЛЕКС УЛЫБКИ"
- По ходу работы возникают и некоторые открытия. Вот, например, недавно полученные данные. Когда проводишь пальцем по верхней губе грудного ребенка, он двигает ртом в сторону касания. Позже, по мере зрелости эмоций, рефлекс сам по себе исчезает - ему на смену приходит осознанная улыбка как показатель комфортного, благостного состояния малыша. У "наших" детей улыбка возникает очень рано - тогда, когда ее еще не должно быть.
- То есть "ваши" детишки улыбаются раньше, чем рождаются?
- Именно! Мы поняли: ребенок "там" пытается улыбаться - это можно увидеть, "поймать" тонкой оптикой. Значит, программой мы стимулируем раннее эмоциональное созревание ребенка, что и приводит к появлению "рефлекса улыбки". Кроме того, улыбка влияет на динамику мышц рта и щек, то есть происходит раннее формирование сосательного рефлекса - одного из важнейших для новорожденного.
РЕЦЕПТУРА ВЕЛИКОГО БЕХТЕРЕВА
- "Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль..." Вы как дирижер-хоровик по первому образованию наверняка предлагаете будущим мамам слушать классику?
- Непременно - полчаса каждый день. На самом деле то, что мы называем музыкальной терапией, открыто отнюдь не нами - и не сегодня. Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения - наряду с диетой, запахами, смехом. Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно влиять на формирование человеческого характера, воздействовать на этическую сторону души. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу.
- Сегодня музыкотерапия широко используется в разных областях медицины. В педиатрии, к примеру, для лечения недоношенных детей, элементарно: спокойные мелодии подбирают для возбудимого ребенка, энергичные - для вялого, заторможенного.
- Об этом еще в начале века говорил академик В. М. Бехтерев. Для него было бесспорно, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Именно он обосновал преимущества слуха перед зрением, заметив, что ребенок, глухой от рождения, развивается хуже, чем слепой. Бехтеревым даже была написана специальная рецептура: "Чтобы перевести ребенка из грустного состояния в мажорное, нужно сначала подержать его в грусти (грустные песни) и постепенно перевести его в оптимистическое состояние".
С ПЕСНЕЙ ПО ЖИЗНИ
- Придуманная вами "Музыка материнства и детства" - какая она?
- Совсем другая - с особым типом дыхания, с частой сменой темпа и ритма, высоты звука. Мы заложили сюда даже элементы сольфеджио - мажор и минор, простейшие интервалы...
- Не рановато ли, Михаил Львович?
- Венгерского педагога и композитора Зольтана Кодая спросили, не рано ли начинать музыкальное воспитание ребенка за 9 месяцев до его рождения. "Поздно! - был ответ. - Начинать надо за 9 месяцев до рождения матери ребенка". У поющей мамы появляется ребенок с врожденной музыкальной грамотностью: то, что терция меньше кварты, он освоил еще на уровне ощущений. Потому что мы занимаемся музыкой, а не разговорами про нее.
- Можно ли предположить, доктор, что в жизни "ваших" детей и дальше будет звучать музыка?
- Надеюсь. И прошу родителей, чтобы они сделали колыбель ребенка музыкальной. Конечно, не все дети станут великими музыкантами. Но понимание, органичное восприятие музыки раскрывает душу человека, ни при каких обстоятельствах не позволяя ей ожесточиться, зачерстветь...
Только такая душа открыта для счастья.


Loading...





Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?