"ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ"-2

Собственно, ничего неожиданного в том, что Джордж Буш сказал в Университете национальной обороны, нет. Он просто подтвердил, что первая из его предвыборных "шести прерогатив" сохраняет силу. Буш и не думал скрывать, что гораздо решительнее, чем Клинтон, возьмется за создание американского противоракетного "зонтика". Он только, по мнению ряда наблюдателей, специально выждал стодневный период, чтобы показать, что берется за это сложное, чреватое международными осложнениями дело, тщательно все продумав и взвесив.

Основные тезисы его первого президентского послания по внешнеполитическим проблемам таковы. Ситуация в мире радикально изменилась с тех пор, как был подписан договор о противоракетной обороне - как-никак минуло почти тридцать лет. Советского Союза, с которым он был заключен, больше не существует, канула в прошлое и "холодная война". Россия отошла от коммунистического тоталитаризма в направлении "демократического капитализма". То, что было пригодно для той эпохи, не годится для новой.
Значение договора 1972 года, как его представляет себе Буш, заключалось в том, что он гарантировал США и СССР взаимное уничтожение, если бы кто-то из них вдруг начал войну. Гарантия состояла как раз в том, что основная часть территорий обеих стран в равной мере оставалась не защищенной против ракетно-ядерного удара. В нынешних условиях США также приходится думать о защите - но не от нападения России, а со стороны "стран-террористов", во главе которых часто стоят "неуравновешенные, неуправляемые диктаторы". Имеются в виду прежде всего Ирак, Иран и Северная Корея, которые, как считают в Вашингтоне, недалеки от создания собственного баллистического оружия.
Буш не заявил категорически, что Соединенные Штаты сразу выходят из договора, наоборот, он пространно порассуждал о важности сохранения и развития дружественных, партнерских отношений с Россией, а с ее президентом он беседовал за несколько часов до своего программного выступления. А до звонка в Кремль говорил и с руководителями стран НАТО, из которых, насколько можно понять, его планы пока поддержал только британский премьер. Президент заверил, что консультации с партнерами и с Россией будут продолжены.
У себя дома Буш не получил единодушной поддержки, мнения разделились точно по партийному водоразделу: "свои" аплодируют, демократы в лучшем случае сомневаются, а то и открыто возмущаются тем, что президент от "партии слона" ведет себя на международной арене именно "как слон в посудной лавке". Сенатор Джон Керри указал на порочный круг в этом вопросе: "Если вы не можете сбить все 100 процентов ракет, значит, вы не избавились от угрозы тотального взаимного уничтожения. А если можете, то тем самым начинаете гонку по созданию такого оружия, перед которым новая система ПРО окажется бессильной".
Член палаты представителей Джон Тиерни подошел с другой стороны: "Мы должны придерживаться принципа: сначала купи билет, а потом лети. Пока же у нас политическая телега стоит впереди технической лошади". То же самое другими словами выразил лидер демократической фракции в сенате Томас Дашле: "Я не представляю, как можно поддерживать то, что не работает". Оба конгрессмена имели в виду, что два испытания ракет-перехватчиков, проведенных в прошлом году, окончились полной или частичной неудачей. Третье было перенесено на сентябрь этого года.
Но то, что планирует Буш, имеет мало общего с достаточно скромной программой Клинтона, собиравшегося ограничиться ракетами наземного базирования. Теперь речь идет о чем-то более близком к "стратегической оборонной инициативе" Рейгана, нареченной "звездными войнами" за то, что она подразумевала использование спутников с лазерными пушками. Но тогда это был чистейший блеф, призванный втянуть СССР в непосильное, разорительное для него соревнование. А сейчас создание "технической лошади" - лишь вопрос времени. Известно, что четыре крупнейших концерна ВПК - "Боинг", "Локхид Мартин", "Рейтеон" и TRW уже ведут по контрактам с министерством обороны соответствующие разработки.
Система ПРО "имени Джорджа Буша" проектируется "многослойной", ее компоненты будут базироваться и на земле, и на море, и в космосе. По расчетам экспертов, минимальная стоимость проекта к 2010 году возрастет до 81 миллиарда долларов (Клинтон готовился ассигновать на это около 20 миллиардов).
Реакция Москвы - сдержанно-настороженная
Россия готова к консультациям с США по всей проблематике стратегической стабильности, заявил министр иностранных дел России Игорь Иванов. В Москве "считают принципиально важным заявление президента США о том, что его администрация не намерена идти на односторонние шаги и выкладывать на стол уже готовые варианты, а будет консультироваться со своими союзниками, друзьями, другими государствами, в частности с Россией". "Россия готова к таким консультациям. Нам есть что сказать".
Министр напомнил, что президент Владимир Путин изложил комплексную программу по вопросам СНВ и ПРО. Эта программа включает в себя, в частности, "готовность России пойти на существенное сокращение стратегических наступательных вооружений вплоть до 1500 ядерных боезарядов с обеих сторон, а возможно, и ниже". "Как мы понимаем, это предложение созвучно подходам и нынешней американской администрации", - заявил Игорь Иванов.
Вице-спикер Госдумы Владимир Лукин убежден, что Россия должна считаться с новыми политическими реалиями в вопросе ПРО. Вопрос о сохранении договоренностей 1972 года сегодня "вторичен" - "нам важна суть вопроса, а именно - обеспечение стратегического равновесия сил". Главное для России - "сохранить, по крайней мере на ближайшие 15 - 20 лет, существующие сейчас гарантии ответного удара".
Глава Комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин заявил, что "если за намерением последуют со стороны США конкретные шаги по выходу из договора по ПРО от 1972 года, то российский парламент может поставить вопрос о денонсации договора СНВ-2".