03 декабря 2016г.
БАЛЛ

ОТКРЫТИЕ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 04 Мая 2001г.
В трехстах километрах от нашей планеты - на Международной космической станции (МКС) 1 и 2 мая были рабочими днями. Каждый из шестерых нынешних обитателей внеземного дома был занят делом. Тестирование аппаратуры, исследования и эксперименты проводили как старожилы - россиянин Юрий Усачев, американцы Джеймс Восс, Сьюзен Хелмс, так и прибывшие 30 апреля на станцию с кратковременным визитом Талгат Мусабаев, Юрий Батурин. Прилетевший с экспедицией посещения первый космический турист - американский миллионер Дэннис Тито фотографировал Землю и станцию, снимал видеофильмы, вел подробнейший дневник. Собственно, особый интерес к этой экспедиции как раз и связан с полетом первого туриста, или, как говорят в подмосковном ЦУПе, "открытием туристического сезона на околоземной орбите", а также с тем скандалом, который устроило по этому поводу Национальное космическое агентство США (НАСА).

Американцы с самого начала были категорически против включения Тито в состав российского экипажа. Официальная причина - недостаточная, по мнению специалистов НАСА, подготовка космического туриста. На самом деле, думается, американцам просто было обидно, что 20 миллионов долларов уплыли от НАСА к россиянам. Решено было проучить русских, поставить их на место. Тем более что за океаном многие считали и считают, что фактическим хозяином Международной станции являются США (как бы забывая, что без нашего уникального опыта создать МКС в ближайшие десятилетия было бы невозможно). Американцы использовали по отношению к российским партнерам весьма жесткий тон.
Но руководители "Росавиакосмоса" на этот раз не "прогнулись", как это бывало, порой, прежде. Может быть, потому, что сегодня мы не клянчим у НАСА деньги. Наоборот, без России, без наших кораблей-спасателей, постоянно пристыкованных к Международной станции, она функционировать не сможет. Ведь в случае аварии на станции всегда наготове должна быть "шлюпка", на которой можно вернуться на Землю. Такой "шлюпкой" является российский корабль "Союз". Гарантированный его ресурс - полгода. Поэтому каждые шесть месяцев на замену одному кораблю к станции причаливает другой (для этого и предпринята нынешняя экспедиция посещения). Обойтись без "Союза" наши заокеанские партнеры не могут, ибо американцы недавно отказались от строительства своих спасателей, а "Шаттлы" для этой роли не годятся, так как могут находиться в космосе не более трех недель. Сейчас подобные "шлюпки" обещают сделать для МКС японцы. Однако это не такая простая задача, и решение ее потребует времени. Так что идти на разрыв отношений с нами Соединенным Штатам сейчас невозможно.
И после ряда демаршей руководители НАСА вынуждены были отступить, заявив, что Тито может лететь, но - в виде исключения. Он будет жить в российском сегменте, однако вход в американский научный модуль "Дестини" ему запрещен (на этот счет астронавты США, работающие на МКС, получили строгие указания). А в ближайшие полгода, как договорились участники строительства станции, предстоит выработать общие правила посещения ее космическими туристами. Казалось бы, вопрос решен. Но незадолго до старта "Союза ТМ-32" американские партнеры попытались уговорить нас отложить запуск, ссылаясь на то, что в их научном модуле "Дестини" на МКС вышли из строя все три компьютера. Из-за этого не был отстыкован 90-тонный "Шаттл" (через него Хьюстон вел переговоры с астронавтами), что серьезно затруднило бы причаливание "Союза ТМ-32" к станции.
Тут уж вроде бы выбора у российской стороны не оставалось. Большинство зарубежных специалистов считали, что старт будет перенесен. Однако Государственная комиссия, заседавшая на Байконуре, приняла нестандартное решение: запуск состоится точно в намеченный срок. Пошли даже на то, что "если "Шаттл" не отойдет от станции, то экипаж "Союза ТМ-32" будет проводить стыковку с МКС в ручном режиме". Россия решила настоять на своем и после многих лет унижений показать наконец, что требует к себе равноправного, уважительного отношения. Руководитель РКК "Энергия" Юрий Семенов, комментируя на Байконуре ситуацию, допустил, на мой взгляд, знаменательную оговорку: "К партнерам нужно относиться уважительно. Иначе мы можем просто отстыковать от МКС модуль, ээя... то есть корабль "Союз", и станция не сможет функционировать". Действительно, и без нашего транспортного корабля, и без российского жилого модуля "Звезда" МКС превратится в бесполезную многотонную конструкцию, летающую в ближнем космосе. Никогда еще за последние десять лет мы не вели себя так жестко и уверенно, как в этот раз. Ибо за спором о полете туриста стояли более важные, принципиальные вещи. Хотелось бы надеяться, что подобные острые противостояния не повторятся в будущем. В любом случае российским властям стоит подумать о том, чтобы запустить в ближайшие годы свою небольшую (скажем, двухмодульную) орбитальную станцию, которая использовалась бы для ремонта космических аппаратов и отработки новых технологий.
Как бы то ни было, 60-летний Тито все-таки полетел в космос. Он родился в Нью-Йорке, получил хорошее техническое образование, а также подготовку в качестве финансиста. В 1963-м начал работать инженером в лаборатории реактивных двигателей НАСА. Через 9 лет основал компанию "Уилшер Ассошиэйтс Инкорпорейтед". Сегодня она является одной из ведущих по предоставлению услуг в области управления, консалтинга и технической инновационной деятельности. Фирма весьма популярна. Оказываемые услуги позволяют заказчикам получить серьезный экономический эффект. Личные активы Тито, как сообщалось в прессе, оцениваются в 200 миллионов долларов. Любопытно, что еще в 1972 году Тито разработал суммарный "индекс Уилшера" для характеристики рынка ценных бумаг. По мнению специалистов Федеральной резервной системы США, это один из чутких барометров американской экономики. Несмотря на то, что Тито - миллионер, он очень рачительный, бережливый человек. Свою жизнь на период полета застраховал на 1,1 миллиона долларов. Разведен, у него два сына и дочь.
Юрий Батурин (51 год), второй член экспедиции посещения, тоже разведен. Дочь Александра живет с отцом. У Батурина - три высших образования: окончил факультет аэрофизики и космических исследований МФТИ, заочно - юридический факультет и факультет журналистики МГУ. Доктор юридических наук. Занимал высокие должности помощника президента России по юридическим вопросам и по национальной безопасности, а также секретаря Совета обороны. В качестве космонавта-исследователя совершил 12-суточный полет на станцию "Мир". Владеет английским и шведским языками.
В этом экипаже самый опытный космонавт, как и положено, - командир Талгат Мусабаев (50 лет). До нынешнего полета он дважды по многу месяцев работал на "Мире" - в общей сложности 335 суток. Мастер спорта по гимнастике и высшему пилотажу. Женат, растит сына Данияра и дочь Камилю.
Этих троих столь не похожих друг на друга людей объединяет одно - неукротимое желание полететь в космос. В последний день апреля они причалили к Международной станции на корабле "Союз ТМ-32". Ранним утром 6 мая на другом корабле - "Союз ТМ-31", который находится в космосе уже полгода и почти исчерпал свой ресурс, Мусабаев, Батурин и Тито вернутся на Землю.