ПОПУГАЙ ТЕПЕРЬ ЖИВЕТ В ПАРНОЙ

Праздничные дни - да еще четыре подряд! - стали нелегким испытанием для ТВ. Впрочем, и для телезрителей тоже. Первые старались "забить под завязку" свое вещание самым рейтинговым продуктом, чтобы выиграть конкурентную битву с другими каналами. Вторые, ошарашенные небывалым количеством "развлекаловки" на единицу эфирного времени, пытались (в основном - тщетно) отдохнуть от насильственно предлагаемого им набора "телевизионного отдыха".

Набор этот, к сожалению, почти не меняется от года к году и от праздника к празднику. Профессиональный взгляд способен заметить некоторые перестановки акцентов внутри практически того же самого "целого". На этот раз, скажем, песенные программы, прежде занимавшие по количеству первое место в праздничном эфире, отошли на второе. Нет, конечно, безразмерные концерты Филиппа Киркорова, Валерия Леонтьева, Аллы Пугачевой, Ирины Аллегровой занимали на экранах свое "законное место". А если добавить к ним еще и такие передачи, как "Шире круг", "Песня года", "Почта РТР", "Как вам это нравится?", "Доброе утро, страна!", "Золотой граммофон" и др., не говоря уж о "Звездах Сан-Ремо в Кремле", то получится изрядная песенная доля в каждом из четырех телевизионных дней.
Обращает на себя внимание, что сколько-нибудь содержательные разновидности жанра стремительно вымываются из телепрограмм. Теперь стали редкостью на домашних экранах не только классики отечественной эстрадной песни, но и современные рок-музыканты, в творчестве которых сильна гражданская, содержательная струя. Все заполонила пустая, бессмысленная попса.
Приятным исключением из этого, ставшего, можно сказать, зловещим, правила выглядели "Романс на все времена" (ТВЦ, 1 мая) и концерт Николая Баскова "Шедевры уходящего века" (РТР, 2 мая). С последним случился весьма показательный казус. Первоначально он стоял в расписании на 1 мая. А 2-го днем по РТР шел юбилейный концерт "Кто же этот Петросян?" Но вездесущий Евгений Петросян оказался 2 мая и в дневной программе ОРТ. Чтобы развести эти передачи, руководство РТР решилось на своеобразную рокировку. Зрители же, не обнаружив 1 мая в обещанное время концерта Баскова, стали бомбардировать РТР возмущенными вопросами. Звонков, видимо, оказалось так много, что телевизионщики вынуждены были каждые несколько минут давать в эфире "бегущей строкой" успокаивающий текст: мол, объявленное на сегодня вы увидите завтра.
Этот, казалось бы, незначительный эпизод свидетельствовал о многом. Не только о том, что оперные арии, романсы, классические песни советских и зарубежных композиторов (все это составляет репертуар Баскова) вопреки утверждениям поборников телевизионной попсы пользуются сегодня немалым спросом в соскучившейся по качественной музыке зрительской аудитории, но и о том, что ее явно "перекормили" в последнее время Петросяном и его опусами.
В самом деле, прежде этот артист со своей "Смехопанорамой" выступал только на ОРТ. Теперь он стал постоянным гостем и на РТР. Вообще я заметил, что государственный телеканал пустился во все тяжкие, стремясь угнаться за рекордным количеством "развлекаловки", традиционно господствующей на первом канале. При этом заметно акцент делается не столько на песнях, сколько на разговорных жанрах, а конкретно - на байках, анекдотах, пошловатых шуточках. Именно эти, с позволения сказать, "произведения" лидировали в праздничных первомайских программах.
Пальму первенства тут держал, пожалуй, Михаил Евдокимов, который появлялся по нескольку раз в день: то в ежедневно выходившем в эфир "Аншлаге" (РТР) вместе с тем же Петросяном, то в своих собственных программах "Надо жить!" (ТВЦ) и "С легким паром!" (ОРТ). Грустно наблюдать, как этот талантливый автор и исполнитель, ворвавшийся в свое время на нашу эстраду со своими самобытными, связанными с алтайской землей и ее обитателями миниатюрами, теперь все чаще выступает телевизионным "передатчиком" несвежих анекдотов.
"Клуб "Белый попугай", который после кончины его президента Юрия Никулина стремительно сошел на нет, доказал, казалось, всю непродуктивность пересказа анекдотов с телеэкрана. Но, несмотря на это, жанр телеанекдотов возродился в программе "С легким паром!". И стал еще более примитивным: теперь "сказители" собираются не в студии вокруг клетки с попугаем Аркашей, а... в бане, облаченные в нелепые одеяния любителей парной. Фронтальная композиция, безвкусное оформление интерьера, одинаковые костюмы - все это делает рассказчиков анекдотов похожими друг на друга как две капли воды...
Впрочем, в первомайской программе кроме попсы и анекдотов было немало фильмов. Среди них, к счастью, не только примитивные комедии к праздничной дате. Известные мастера режиссуры Георгий Данелия и Павел Лунгин представлены своими последними лентами - "Фортуной" и "Свадьбой": на ТВ складывается хорошая традиция показывать заметные произведения кино вскоре после их появления на "больших" экранах.
А еще канал ТВЦ выдал собственную кинопремьеру - ленту Эльера Ишмухамедова "Наследницы" с целым созвездием знаменитых актрис. Среди них Лидия Смирнова, Ирина Скобцева, Вера Глаголева, Марианна Вертинская, Лариса Гузеева, Тамара Акулова... Долгая вынужденная пауза в творчестве режиссера сказалась: лента выглядит весьма неровной, исполнительницы ролей играют каждая свое, не составляя цельного ансамбля.
Ну а лучшими программами праздничных дней стали, пожалуй, две прямые трансляции на НТВ полуфинальных игр Кубка европейских чемпионов по футболу. Тут было все: азарт борьбы, виртуозное мастерство спортсменов, отменная работа телепередающих камер и толковый комментарий.