ЛУЧШЕ ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ

В последнее время наши СМИ все чаще освещают тему ответственности бизнеса перед обществом. При этом речь, как правило, идет о российских фирмах. Об иностранных же компаниях, активно осваивающих привлекательный и динамично развивающийся рынок нашей страны, в этом контексте почему-то не говорится. Хотя логичным представляется и такой подход: если зарубежные компании используют преимущества российского рынка, то должны следовать его правилам, и уж тем более соблюдать российские законы. Но так ли оно на самом деле?

Вначале 90-х годов, когда крупные западные корпорации открывали свои представительства и закреплялись на нашем рынке, они были примером четкого и неукоснительного следования закону. К сожалению, с тех пор ситуация изменилась, и не в лучшую сторону. По мнению некоторых экспертов, существенное влияние на поведение представителей западного бизнеса оказали два фактора: дефолт 1998 года, который тяжелее других перенесли именно законопослушные компании, а также заметно возросшее за последние годы число россиян на ключевых постах в представительствах крупных западных корпораций.
Вот лишь один пример. Российские налоговые службы и другие контролирующие структуры в первую очередь следят за соблюдением фискального и трудового законодательства на основном производстве крупных компаний. Поэтому на этом участке фирмы ведут себя аккуратно. А вот на непрофильные направления, например, работу мерчендайзеров - сотрудников, отслеживающих наличие и размещение товаров фирмы-производителя в торговых точках, обращают гораздо меньше внимания. Зная это, зарубежные фирмы именно здесь идут на минимизацию налогообложения, а проще говоря, на обман государства.
Схема ухода от налогов сформировалась вскоре после дефолта. Тогда многие иностранные корпорации провели серьезные сокращения среди своих работников. И если раньше те же мерчендайзеры числились у них в штате, то после сокращений этих сотрудников нанимали уже дистрибьюторы - российские партнеры западных корпораций, распространяющие товар по магазинам. Зарплату они предпочитали платить "по-черному", в конвертах. Сами западные фирмы закрывали на это глаза. Вся забота о людях, по сути работающих на них, ограничивалась предоставлением скидки дистрибьютору. Из этой скидки он и оплачивал работу мерчендайзеров, экономя при этом на налогах.
Со временем такая схема перестала устраивать производителей. Естественно, не потому, что совесть замучила. Причина была чисто экономической: уровень работы мерчендайзеров не удовлетворял заказчиков. Тогда корпорации прибегли к другой схеме. Эти фирмы создают, по сути, фиктивные компании, работающие по упрощенной системе налогообложения (УСН). В них формально числятся в штате, например, те же мерчендайзеры, на самом же деле они выполняют работу для крупных западных производителей. В этом случае работники отчасти защищены. Они получают уже не черную, а серую или даже белую зарплату и платят подоходный налог. А вот их наниматели - рекрутеры и заказчики, крупные иностранные фирмы благодаря фиктивной работе по УСН не платят налоги в полном объеме. В результате российская казна недополучает значительные средства, которые могли бы быть потрачены и на государственные нужды, и на социальные программы, но самое обидное, что мы сами у себя отбираем, так как грешат такими схемами как раз российские рекрутинговые компании.
Между тем ситуация если еще не изменилась окончательно, то уже начала меняться. Причем кардинально. Фискальные службы, впрочем, как и правоохранительные органы, все жестче отслеживают соблюдение законов. В том числе и налоговых. Примером тому может служить не только дело ЮКОСа, которое имело широкий общественный резонанс, но еще сотни судебных процессов, возбужденных против фирм масштабом поменьше. И если после судебного разбирательства финансовое благополучие порой удается восстановить, то уж с репутацией честного игрока, как правило, приходится проститься навсегда.
Зачастую компания-заказчик услуг по подбору персонала и не подозревает о своем возможном участии в серых схемах партнера. Но даже в таком случае она несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. А копеечный выигрыш, получаемый в случае сотрудничества с недобросовестными рекрутинговыми агентствами, чаще всего оборачивается серьезными проблемами.
Куда разумнее не жить сегодняшним днем, а думать о перспективе, о своем добром имени и потому работать с теми, кому можно доверять. Полагаться возможно только на тех, кто уважает закон и дорожит своей репутацией. Таких пока, к сожалению, не много. На рынке рекрутинга это в первую очередь иностранные кадровые агентства, имеющие свои офисы во всех ключевых городах Америки и Европы. Для них риск потерять имя равен потере бизнеса. Они обладают огромным опытом работы, высококвалифицированным персоналом, всем тем, что обеспечивает одно из важнейших условий функционирования бизнеса - надежность. А именно надежность сегодня как раз и в дефиците.