21 сентября 2018г.
МОСКВА 
23...25°C
ПРОБКИ
4
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 66.47   € 77.75
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

Новые звезды фортепианного искусства

Ева Геворгян – одна из наиболее зрелых музыкантски конкурсанток. Фото Сергея Бирюкова
Марина Чурсинова
14:08 04 Мая 2018г.
Опубликовано 14:08 04 Мая 2018г.

В Москве проходит Второй международный конкурс юных пианистов Grand Piano Competition


Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition открылся 29 апреля в Большом зале консерватории по-олимпийски: прежде, чем занять почетное место на сцене рядом с Госоркестром России им. Е. Ф. Светланова под управлением Александра Сладковского, каждый из участников под звуки «Праздничной увертюры» Шостаковича гордо пронес через весь зал флаг своей страны.

Молодых исполнителей в первом туре пришли поддержать победители Первого конкурса, состоявшегося два года назад – россиянин Александр Малофеев и грузин Сандро Небиеридзе. В качестве приветствия они сыграли Концерт Франсиса Пуленка для двух фортепиано с оркестром. А высокотехничное исполнение «Вариаций на тему Паганини» для двух роялей Витольда Лютославского прозвучало как дружеское напутствие: ведь пафос этого произведения — состязание и в конце концов союз двух творческих натур, входящих в прекрасный мир музыки.

В завершение вечера выступил художественный руководитель проекта — Денис Мацуев. Он исполнил с Госоркестром 3-й концерт Рахманинова, по окончании которого поклонники маэстро затребовали бис. Но Мацуев на него не вышел, тем самым как бы говоря: его выступление – не финал, а только старт смотра новых звезд фортепианного искусства.

Прослушивание первого тура в Рахманиновском зале Московской консерватории проходило 30 апреля и 1 мая. В первый день, по результатам жеребьевки, играли восемь музыкантов, во второй – семь. Программа у каждого исполнителя была рассчитана на 30 минут и обязательно включала в себя произведения композиторов разных эпох и стилей: барокко, классицизма, романтизма, ХХ века. Молодые люди играли произведения, которые и не каждому зрелому пианисту хорошо дадутся. Звучали Венгерские рапсодии №№ 2 и 12 Листа, Andante maestoso Чайковского – Плетнева из балета «Щелкунчик», Вальс и «Ночной Гаспар» Равеля, «Петрушка»Стравинского… Все это обрамлялось виртуозными этюдами, сонатами Гайдна, Моцарта, Бетховена, Скарлатти, Скрябина. Можно было исполнять и свои произведения. Например, Евгений Евграфов исполнил Сонату №14 собственного сочинения, а Иван Бессонов – свой «Праздничный вальс», образная доступность которого по-настоящему вдохновила зал.

Перед началом прослушивания участникам дали возможность выбрать наиболее удобный для них рояль – Steinway или Yamaha. Удачным оказалось и решение организаторов делать перерыв после выступлений каждых двух или трех участников. Это было гуманно по отношению и к слушателям (а зал был заполнен оба дня), и к исполнителям, выступления которых жюри обсуждало во время каждого перерыва, пока тонкости исполнения не успевали забыться.

Как и на предыдущем конкурсе, жюри отобрало 15 участников, выдержке и технической устойчивости которых можно только позавидовать. Обычно на таких состязаниях обращает на себя внимание прежде всего высокая техническая подготовка юных пианистов, а вот истинное понимание музыкального материала проявляется далеко не у каждого. Но на Grand Piano баланс между техникой и творческой зрелостью ощущался у многих музыкантов. Особенно это можно было отметить у девочек, которых оказалось всего три. Они исполняли программу достойно, храбро и вместе с тем проникновенно. Игра каждой была отмечена бурными овациями зала и членов жюри. Первой из конкурсанток выступала Ева Геворгян (Россия) — светлая и улыбчивая красавица. Исполняя Этюд-картину №2 Рахманинова, Венгерскую рапсодию №12 Листа и две части («Бостон» и «Регтайм» из сюиты «1922» Хиндемита, она показала свой сильный характер, тонкое чувство инструмента и прекрасное ощущение музыкальной материи. Было видно, как исполнительница наслаждается красками этих сложных произведений и даже выстраивает в них определенный «сюжет».

Чивон Ян (Корея) продемонстрировала вдумчивое исполнение всей программы. И «Воспоминания об опере Беллини «Норма» Листа, и «Думку» Чайковского она сыграла проникновенно, показала тонкую работу со звуком и педалью. Последней из юных дам выступала Александра Довгань (Россия) — самая младшая из участников. Ей всего 10 лет, но она уже победительница многих международных конкурсов. Хорал из кантаты Баха «Уста и сердца, и дела и жизнь» она сыграла очень осторожно, не дав повода для восхищения, но и не вызвав нареканий. А вот Фантазию-экспромт «до диез минор» Шопена сильно загнала, получилось излишне моторно. Зато Вальс №2 Шопена и сюита Сергея Борткевича «Lyrica Nova» были сыграны блестяще: великолепное туше, никакого напряжения и жесткости в руках — прикосновение сильное, плавное, мягкое.

Приятно впечатлили и юноши – например, выступление Владислава Хандогия (Белоруссия), дипломанта l-гоGrand Piano. Он проявил великолепное чувство стиля. В его исполнении каждое произведение передавало дух своей эпохи. Валентин Малинин показал себя как техничный, музыкальный, эмоциональный пианист, со своим видением произведения – и сразу обрёл большое количество поклонниц в зале. Пианисты из Китая Игуо Ван и Ичэнь Юй, которых очень сложно сравнивать между собой, продемонстрировали разнообразную блестящую технику, феноменальный пианизм и богатейшую звуковую колористику.

Ученик средней музыкальной школы при Пекинской консерватории Ичэнь Юй блистательно сыграл «Мимолетности» Прокофьева

Обратил на себя внимание и 12-летний Егор Опарин. В его исполнении Английская сюита №2 Баха прозвучала очень зрело, а этюды Шопена №№1, 2, 3 были сыграны с филигранной точностью и большим пониманием стиля этого композитора.

Менее удачными оказались выступления Санжарали Копбаева (Казахстан) и Перрена-Люка Тиссена (США). У первого исполнителя явно не хватило сил на столь сложную программу. Andante maestoso из балета «Щелкунчик» прозвучало несколько топорно, а в Венгерской рапсодии №2 чувствовалось, что музыкант очень устал: было много технических неточностей, плоский звук, ошибки в тексте. Программа американского пианиста сыграна технично, но несколько однообразно и с неоправданным пафосом. Бах был похож на Бетховена, а «Сказки» Метнера и «Альборада» Равеля показали, что он еще не овладел тонкостями пианизма, в частности педализации.

Несмотря на все плюсы и минусы исполнения, на первом туре стало понятно: это не просто конкурс одаренных молодых людей. Это соревнование больших приверженцев музыкального искусства, которые с 4-х лет упорно работают и ставят перед собой глобальные цели.




Кто такие, по-вашему, Александр Петров и Руслан Боширов?