Главная Культура 14:22 04 Мая 2018 2108
«Сначала программу ругают, а потом оказывается, что она сплошь состояла из шедевров»

Директор программ ММКФ Кирилл Разлогов рассказывает о «кухн廬¬ отбора фестивальных фильмов

Дмитрий Кузнецов
Кадр из фильма - победителя 40-го Московского международного кинофестиваля «Царь-птица». Фото с сайта Кино-театр.ру

Недавно закончившийся 40-й по счету Московский международный кинофестиваль (ММКФ), где 3 основные награды получили российские фильмы, продолжает быть активно обсуждаемой темой. Помимо конкурса, который порой бывает субъективен, фестиваль каждый год дает возможность своим зрителям увидеть срез мирового кино разных стран Востока и Запада и поражает обилием представленных на нем картин. Не все из этих картин равноценны и не все одинаково нравятся зрителям. Включение той или иной картины в программу фестиваля зависит от отборщиков. По этому поводу корреспондент «Труда» побеседовал с директором программ ММКФ Кириллом Разлоговым.

– С какого года вы работаете на ММКФ?

– С 1967 года. Сначала как переводчик фильмов, а с 1999 года работаю директором программ.

– За какую часть фестивальной программы отвечаете лично вы?

– Я директор программ, и поэтому отвечаю за все разделы: за конкурс и все остальное.

– Отборщики предлагают вам фильмы, вы их просматриваете и утверждаете?

– Нет, мы все вместе это делаем. У нас коллегиальное решение. У нас есть отборщики, связанные с определенными фильмами, есть отборщики документального кино, игрового кино и т.д., это сложная, многоэтажная структура, мы стараемся привлекать к отбору людей разных поколений, чтобы не было ощущения, что наше поколение захватило все командные посты.

– Вы смотрели все 260 с лишним фильмов, представленных на фестивале?

– Скажем так, я в той или иной степени с ними знаком. Если у вас какие-то фильмы вызывают сомнение, скажите, я объясню, почему мы их выбрали.

– Ну, допустим, фильм No-one (действие происходит в Крыму, на фоне путча 1991 года) мне показался слабоватым.

– Этот фильм показывался в рамках программы «Русский след», где основным критерием является связь с Россией. У него создатели русские, а также украинские и израильские, что добавляет пикантности, он собрал полный зал и он сделан в ироничном ключе, что не всегда присуще фестивальным картинам.

– Вам он не показался затянутым?

– Мне показались затянутыми все фестивальные фильмы, особенно те, которые я смотрел вечерами. Но это, скорее, психологическая особенность, поскольку, когда в подготовительный период ты смотришь по пять-шесть фильмов в день, острота восприятия притупляется и – чего я больше всего боюсь – порой перестаешь отличать качественную картину от не очень качественной. Но это неизбежно, когда ты готовишься к фестивалю такого масштаба.

– То есть, посмотреть пять-шесть картин в день – это норма для вас?

– Фестивальная норма. Иногда приходится смотреть и больше. Например, на фестивале в Испании мне пришлось посмотреть 50 фильмов за два дня, разумеется, не полностью. В результате, мы отобрали два фильма, один из которых присутствует на ММКФ, правда, во внеконкурсной программе. Из-за ЧМ по футболу фестиваль сдвинули с июня на апрель, поэтому нам пришлось формировать конкурсную программу очень быстро – и, наверное, мы немного поторопились…

– Когда вы начали готовиться к нынешнему фестивалю?

– Мы как отборочная комиссия работаем круглогодично. Официальное начало подготовки– в январе, когда подписывается соглашение между «Медиафестом» и Министерством культуры, но это касается больше финансовых вопросов, которые тоже решаются с опозданием. По этой причине, к сожалению, не состоялась поездка на очень важный фестиваль авторского кино «Санденс» в США. Все остальное мы сделать успели.

– Фильмы Канн, естественно, тоже не вошли?

– Они и не могли войти, поскольку Каннский фестиваль в этом году после нас. Но мы сделали программу «Две недели длиной в 50 лет», куда вошли избранные фильмы программы «Двухнедельник режиссеров» за 1968-2015 годы.

– Каков, если не секрет, бюджет фестиваля?

– Не секрет. От государства фестиваль получает, если не ошибаюсь, 125 миллионов рублей – эта цифра была в открытой печати. О спонсорах надо спрашивать руководителей других служб.

– Конкурсная программа этого года, на ваш взгляд, более удачная, чем предыдущих лет?

– Это судить не мне, а жюри, ну и, конечно, истории. В конкурсе разные фильмы – есть картины более тривиальные, но тоже качественные. Есть приятный сюрприз – картина «Ночной бог» казахского режиссера Адильхана Иржанова. Мы с некоторыми колебаниями включили ее в наш конкурс, а сейчас узнали, что следующая его картина будет показана на Каннском фестивале в середине мая в программе «Особый взгляд».

– Меня удивило, что в программе конкурса есть фильмы достаточно коммерческие, «зрительские»– например, «Двенадцатый человек»– военные приключения, где главные достоинства – это красивая природа и динамичный сюжет.

– Это очень серьезные достоинства. Это классическая мейнстримовская картина, близкая к нашему советскому кино о войне. Я считаю, что в конкурсе должны быть разноплановые картины – так у нас и получилось, все 16 картин конкурса очень разные.

– Я не против разноплановости, но какой-то уровень психологизма, ниже которого нельзя опускаться, в картине должен присутствовать?

– В зависимости от жанра, психологизм играет ту или иную роль. Эта лента приключенческая, в хорошем смысле этого слова. Я за то, чтобы на фестивале и в конкурсе были фильмы разных жанров, не ограничиваясь тем, что называют «фестивальное кино», которое обладает своими особенностями и своими недостатками.

– А программы других ведущих фестивалей – Канны, Венеция, Берлин – тоже разножанровые? Там тоже можно встретить приключенческие картины?

– Да. Например, конкурсная программа Канн два года назад всех шокировала тем, что там были, в основном, американские приключенческие картины. И вся критика ругалась: как низко пал Каннский фестиваль. Так что Каннской программой тоже бывают недовольны.

– Камерные фильмы наподобие ленты»Ню» китаянки Ян Гэ – такие тоже бывают в Каннах?

– Да, но они попадают, как правило, не в конкурс, а в программу «Особый взгляд», которая значительно интересней и разнообразней конкурса. В конкурсе у них на 99,9% уже признанные мастера. А оригинальные, интересные, экспериментальные картины попадают в другие программы. И такая картина, как «Ню», вполне могла бы попасть, например, в «Двухнедельник режиссеров».

– А что вы сами думаете об этом фильме?

– Эта картина искренняя, своеобразная, темпераментная, для фестиваля она важна тем, что девушка, которая ее сделала – уже телезвезда, участница программы «Голос». На пресс-показ пришло столько журналистов, что для всех не хватило мест. Большой зал был полон и на официальном показе, поэтому, я считаю, мы сделали правильный выбор.

– Да, мне она тоже понравилась, хотя некоторые критики вышли из зала, не досмотрев.

– Ну, у разных критиков могут быть разные мнения.

– Что касается сходства с хорошим советским кино – мне на ум пришел узбекский фильм «Стойкость» Рашида Маликова.

–Очень хорошая, очень удачная картина. Мне она кажется выдающимся произведением узбекского кино. У нас в конкурсе есть четыре-пять картин, которые могут украсить не только наш, но и любой фестиваль, и среди них «Стойкость». К этому я бы еще добавил якутский фильм «Царь-птица», картину «Ню», корейский фильм «Воспоминания о солдате» и казахский «Ночной бог», о котором я уже говорил. И если в конкурсе есть хотя бы пять картин, заслуживающих внимания, значит, программа состоялась. Кроме того, бывают случаи, когда программу ругают, а через несколько лет оказывается, что она сплошь состояла из шедевров.

– Такое действительно бывало?

– Да. Например, в 2005 году, когда председателем жюри был Сережа Бодров (режиссер Сергей Бодров-старший. – «Труд»). Жюри даже высказало нам свои претензии по поводу отбора. В том году лучшим фильмом был признан отечественный «Коктебель» Б. Хлебникова и А. Попогребского, была очень оригинальная корейская картина «Спасти зеленую планету», была картина Асгара Фархади, которого тогда никто не знал и который впоследствии стал лауреатом «Оскара». В общем, это оказался один из лучших конкурсов. Другое дело, что мы сделали тогда ошибку – вначале показали очень тяжелые фильмы, и жюри (а они тоже люди) это травмировало.

– Тяжелые по содержанию?

– Да, трагические, драматические… и жюри во главе с Бодровым нас пригласило на встречу, чтобы объяснить, как они недовольны программой.

– А когда вы составляете программу, в какой степени по тематике и жанрам ориентируетесь на программы ведущих фестивалей – Канн, Венеции, Берлина?

– Я ориентируюсь на собственный вкус и вкус своих коллег, а также на конъюнктуру мирового кино. Как вы знаете, делают фильмы не фестивали, а режиссеры. Мы отбираем уже готовые фильмы. Я смотрю на то, что сделано, и выстраиваю программу так, чтобы отразить процессы, которые идут в мировом кинематографе.

– А как вы относитесь к тому, что говорят о якобы непрестижности Московского кинофестиваля за границей, о том, что сюда ездит мало иностранных гостей, хотя это фестиваль класса А?

– Мало ли что говорят! Говорят, что Канны – чудовищный фестиваль и его невозможно смотреть, и Венеция потеряла все и одно время была в кризисе. Я вообще не обращаю внимания на то, что говорят. А по поводу иностранных гостей – это связано с политической ситуацией в мире и с экономической ситуацией в стране: тут не до фестивалей, и вовсе не из-за каких-то недоработок ММКФ. Мы, с нашей стороны, конечно, стараемся приглашать как можно больше гостей.

– Какое напутствие или совет вы бы дали зрителю, который придет в следующем году на ММКФ? Он ведь может растеряться от обилия фильмов.

- Если фильмов слишком много, я их смотрю наугад.

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 7521
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5378
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4624
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4217
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4194
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?