МИНУС 40 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

Это почти закономерность: как только в Кремле призывают ограничить административное влияние на рыночную экономику, чиновники тут же предпринимают попытки сделать все с точностью наоборот.

Характерный пример - апрельский приказ Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ N 346, изменяющий перечень мест таможенного оформления и вывоза лома на Дальнем Востоке. Росчерком пера из перечня 2000 года удалены такие крупные порты, как Владивосток, Находка, Восточный, Ванино и Советская Гавань. Тут сосредоточены самые квалифицированные кадры дальневосточного управления, но экспорт лома выводится из-под их контроля, как написано в приказе исполняющего обязанности председателя ГТК В.Мещерякова, исключительно... "в целях усиления контроля". При этом почему-то в небольших портах Посьет или Славянка, где таможенников кот наплакал, все оставлено как есть. Как это прикажете понимать?
Ответ на поверхности. Некое частное предприятие "Амурметалл" не желает организовывать пункты сбора лома, на котором работают его электропечи, потому что это хлопотно, к тому же требует затрат. При этом покупать лом у компаний, собирающих и перерабатывающих отходы, "Амурметалл" хотел бы по бросовой цене или вообще бесплатно. Например, за поставленный черный металлолом государственным унитарным предприятием "Саха-Втормет" амурские металлурги не заплатили 1 миллион 552 тысячи рублей. Крупные суммы они должны многим поставщикам. Поэтому сотрудничать с ними отказываются дальневосточные компании, занятые сбором лома и отходов.
А это уже обидно и досадно. И бойкоту "металлоломщиков" "Амурметалл" противопоставил административный ресурс. В Хабаровском крае был рожден миф о том, что завод специально обделяют черным металлоломом, что лом безбожно крадут и в погоне за сверхприбылью отправляют за границу, что вот-вот истощатся запасы лома... Но в этой аргументации, которая и привела в конечном итоге к появлению приказа ГТК, все - неправда.
Во-первых, по данным правоохранительных органов, благодаря профилактическим мерам воровство металлолома (особенно черного) сократилось за последние годы в два раза и продолжает падать. Во-вторых, и это главное, запасы вторичного металлофонда в Дальневосточном регионе сегодня превышают 20 миллионов тонн, а ежегодная потребность в ломе того же "Амурметалла" составляет не более 300 тысяч. Если учесть, что основные фонды крайне изношены и ежемесячно превращаются в лом и отходы тысячи механизмов и машин, то этого добра нашим металлургам хватит на необозримо длительную перспективу.
Пресловутый приказ ГТК фактически лоббирует интересы одного завода, при этом является запретительным для десятков и сотен компаний, осуществляющих заготовку и переработку металлолома. Порты Посьет и Славянка не справляются с переработкой всего груза. Вдобавок сборщики несут огромные транспортные расходы.
Меж тем "круги" от таможни пошли дальше. Дальневосточная железная дорога с 13 мая запретила отгрузку лома и отходов черных и цветных металлов в порты, перечисленные в приказе ГТК. Хотя по всем законам в случае, если провоз груза оплачен и в пункте назначения его согласны принять, железная дорога просто не имеет права отказаться от его транспортировки внутри страны.
Добавим, что портам Владивосток, Находка, Восточный, Советская Гавань и Ванино наносится ущерб как минимум в 7 миллионов долларов в год. Федеральный бюджет от неуплаты таможенных пошлин потеряет 10 миллионов долларов. По оценке руководства Дальневосточного морского пароходства, которое уже заключило договора на перевозку из перечисленных портов 150 тысяч тонн металлолома, убытки судоходной компании составят сотни миллионов рублей. Общий экономический ущерб от приказа N 346, по оценкам независимых экономистов, достигнет 40 млн. долларов в год. А социальные последствия просто непредсказуемы. Лишатся работы тысячи людей, придется сокращать докеров, так как во многих портах лом составляет до половины всех перерабатываемых грузов.
Кстати, в администрации Приморского края приказ ГТК вызвал раздражение и серьезные возражения, в том числе официальные, письменные. Но беда в том, что у нас легко принять решение, но куда сложнее его пересмотреть.