ТУРКИ ПЕРЕКРЫЛИ "ГОЛУБОЙ ПОТОК"

Наша газета не раз писала о газпромовском суперпроекте "Голубой поток". Газовую магистраль из России в Турцию впервые в мире проложили по дну Черного моря на глубинах до 2150 метров. Связав напрямую, без посредников, поставщика и получателя "голубого топлива", газовая труба должна была стать источником стабильной прибыли для Газпрома, а значит, и для российского бюджета.

В сентябре прошлого года руководитель департамента инвестиций и строительства ОАО "Газпром" Михаил Аксельрод говорил мне, что за предстоящие 25 лет плановый дополнительный объем экспортируемого в Турцию нашего газа достигнет 365 миллиардов кубометров. Это примерно 8-10 процентов от общероссийского газового экспорта. Ожидаемая валютная выручка за этот газ - не менее 15 миллиардов долларов, а доходы в госбюджет в виде налогов - около четырех миллиардов. Причем, по словам г-на Аксельрода, срок окупаемости морской части "Голубого потока" - не более 15 лет, а сухопутной и того меньше - 8 лет.
Однако в реальной жизни все не так лучезарно. Анкара после завершения строительства газовой магистрали не захотела платить Газпрому оговоренную прежде цену - 126 долларов за каждую тысячу кубометров российского газа. Министерство энергетики нашего южного соседа в конце прошлого года заявило о необходимости существенного снижения цены. И поскольку российская сторона на это не пошла, в мае нынешнего года Турция приостановила закупку нашего газа, фактически перекрыв "Голубой поток".
Срочно командированный в Турцию заместитель председателя правления Газпрома Юрий Комаров, возвратившись в Москву, был с журналистами дипломатичен и краток, сославшись на то, что "идет конструктивный диалог сторон и ход его пока не должен предаваться гласности". Похоже, турецкая сторона не идет на уступки, а, по некоторым сведениям, Анкара даже пригрозила заморозить проект, если Москва не согласится снизить цену. Практически Россию подталкивают к пересмотру долгосрочного соглашения, заключенного на общепринятых условиях: получатель обязан платить за газ даже в случае, если у него в данный момент нет потребности в оговоренном его количестве.
Правда, условие "бери или плати" по "Голубому потоку" вступает в силу лишь с 1 июля нынешнего года. У Газпрома, стало быть, есть месяц, чтобы убедить турецких партнеров в необходимости выполнять свои обязательства по договору. Иначе вместо прибыли суперпроект принесет России суперубытки - ведь техническое содержание этой "трубы" обходится ежегодно в восемь миллионов долларов, а если магистраль будет бездействовать, потери Газпрома возрастут многократно, достигнув за срок договора (25 лет) сорока с лишним миллиардов.