А МЕДАЛИ ПОВЕСЬТЕ НА СТЕНКУ

Подведены первые итоги единого госэкзамена (ЕГЭ), проводимого в этом году в 47 регионах России. Выпускники сдавали химию, обществоведение и литературу (предметы по выбору). Например, по химии 12 процентов экзаменующихся получили двойки, а 7 процентов - пятерки. Но, как заявил на пресс-конференции министр образования Владимир Филиппов, как и в прошлом году, двойка в аттестат не пойдет. Все равно поставят годовую троечку. Поскольку пока идет эксперимент.

Итоги, по мнению министра, закономерны. Просто ставить двойку выпускнику у нас не принято (за это учителю не поздоровится), а стоило бы. И пятерка пятерке рознь. С введением ЕГЭ она станет дифференцированной. Одна тянет на минимум баллов - от 75 и выше, а другая приближается к максимуму - 100 баллов. Но чтобы получить такую полновесную пятерку на госэкзамене, надо не только выполнить все тесты (часть "А"), ответить письменно на все вопросы (часть "Б"), но и справиться с творческим заданием на уровне Всероссийской олимпиады ("С"). Сто баллов по предмету, судя по всему, будут редкостью: по оценке В. Филиппова, один человек из 10 тысяч.
В связи с этим золотые школьные медали теряют свое практическое значение. Министр с улыбкой предложил сделать их большими - пусть висят на стене. А при поступлении они уже не будут играть никакой роли. Поскольку давно дискредитировали себя: часто в медалисты школа тянет ребенка какого-нибудь районного начальника или председателя хозяйства.
В общем, ЕГЭ, доказывает министр, - это прежде всего объективность. Учитель, который вел предмет, отстранен от итоговой оценки. На экзамене сидят люди со стороны - и даже не специалисты-предметники. Проверяют безымянные работы совсем другие. И в Москве. Так что подсобить "своему человечку" никто не сможет. Министра спросили: "Если выпускник по какой-то причине (растерялся, занервничал) сдал госэкзамен хуже, чем мог бы, - где и как он может пересдать? Или полученные баллы - на всю жизнь?" Оказывается, в регионах есть специальные центры сдачи единого экзамена, где можно попытать счастья и на будущий год.
По мнению министра, многие директора, особенно московских школ, сопротивляются единому экзамену только потому, что боятся общественного контроля над качеством обучения. Если из года в год на ЕГЭ дети плохо сдают один и тот же предмет, то впору задуматься над первопричиной. Может, плох учитель, и его надо послать на повышение квалификации, или в школе нет необходимого учебного оборудования? Хотя выяснить это можно и без такой сложной процедуры, как ЕГЭ.
"Мы работаем на детей и родителей, - заявил министр. - Им единый госэкзамен выгоден. Если нет вступительных экзаменов в вуз, то некому давать взятки". Хотя репетиторство никуда не исчезнет: оно спустится на уровень школ. Только теперь платные преподаватели будут "натаскивать" детей на сдачу ЕГЭ.
Большим преимуществом нововведения, считают его сторонники, является то, что теперь выпускник, не выезжая из дома, может отправить свои баллы хоть в десять институтов. Где-нибудь да повезет. А 31 июля ровно в полночь в Интернете появятся списки абитуриентов, прошедших в конкретные вузы. Правда, до 15 августа молодой человек должен окончательно определиться с выбором и доставить оригинал аттестата в тот единственный вуз.
Пока эксперимент идет неравномерно: включаются новые регионы, которые пробуют себя в каком-то одном предмете, а Чувашия, например, сдает уже восемь. Всего участвуют около 650 тысяч школьников страны. Результаты ЕГЭ готовы учитывать 464 вуза - не только системы "наробраза", но еще 20 министерств, исключая "силовиков". Из столичных вузов на это согласились Высшая школа экономики, Университет дружбы народов, Финансовая академия при правительстве - всего 16. В МГУ, Физтех, МИФИ и ряде других элитных вузов пока будут по-прежнему вступительные экзамены. По крайней мере, до 2005 года.