08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЖЕЛЕЗНОЕ ПРАВИЛО

Шевцов Никита
Опубликовано 01:01 04 Июня 2003г.
В прошлом году в нашей газете была опубликована беседа с Валерием Моисеевым - генеральным директором ОАО "Ижсталь" - предприятия, которое является одним из лидеров отечественного металлургического производства, крупным индустриальным комплексом оборонной металлургии России. Тогда руководитель "Ижстали" рассказал об истории завода, который был создан по указу императрицы Екатерины II, о его успехах, проблемах, о состоянии отечественной металлургии. И вот теперь новая встреча с В. Моисеевым. Наш разговор касался того, что более всего волнует генерального директора, что радует его и что тревожит.

- Валерий Васильевич, как вы оцениваете 2002 год? Каким он оказался для отечественной металлургии?
- Для нас, металлургов, минувший год был не самым лучшим. К сожалению, так и не удалось обеспечить динамичное развитие металлургической отрасли, в частности, добиться серьезных сдвигов в выпуске специальных сталей. Хотя, конечно же, происходят положительные изменения в поставке металла для оборонной промышленности. Военные заказы приобретают все более реальную форму. Пусть их размер и не столь велик, как нам бы того хотелось, но зато они становятся конкретными.
Головные предприятия отрасли все более полно действуют в пределах реальных планов. Больше внимания стало уделяться исследовательским и изыскательским работам, без которых невозможно развитие отечественной металлургии и выход на мировой рынок. А ведь еще совсем недавно для проведения научно-исследовательских работ предоставлялись мизерные средства, что, конечно же, становилось преградой для получения изделий нового поколения. В. Путин совершенно справедливо заявил недавно, что торговать ресурсами не только невыгодно, но и бессмысленно. Выпуск и экспорт высокотехнологичной продукции становится жизненно насущной необходимостью. Только таким образом наша страна может приобщиться к передовым высокоиндустриальным государствам.
- Однако если взять российскую сталь, то даже ее высокое качество пока не позволяет увеличить продажи как на отечественном, так и на международном рынках.
- В нынешних условиях предприятиям металлургической промышленности приходится бороться за выживание в условиях острой конкурентной борьбы друг с другом, а также с украинскими заводами. Пока что в России наблюдается перепроизводство металлургической продукции. Даже работа предприятий отрасли в режиме 70 процентов загрузки ведет к невостребованности изделий черной металлургии прежде всего на отечественном рынке.
Что же касается Украины, то там доля энергосоставляющей в стоимости металла на 20 - 25 процентов ниже, чем в России. Из-за невысоких энергозатрат значительно снижается общая стоимость украинского металла по сравнению с российским. Тем самым происходит экспансия украинских предприятий на российский и мировой рынок.
- Так как же стать победителем в столь жестокой конкурентной борьбе?
- Победит тот, кто обеспечит высокое качество своей продукции, соответствующее мировым стандартам, а также в минимальные сроки изготовит нужный товар в необходимом объеме и вовремя поставит его потребителю. Так что качество, сроки изготовления, а также формы оплаты и оптимальная ценовая политика - вот составляющие успехов завтрашнего дня российских предприятий металлургической промышленности. И, конечно же, общей задачей всей отечественной металлургии становится спецификация производства. Для "Ижстали" особую актуальность приобретает выпуск специальных высококачественных марок сталей.
- Что вы можете сказать о взаимоотношениях с внутренними монополистами?
- Эта проблема не может нас не волновать. Я очень хорошо помню, как "отцы реформ" в российской экономике призывали нас обращаться к опыту Запада в качестве эталона работы рыночного механизма. Но этот механизм у нас несовершенен. Так, лимиты, отводимые на газопотребление, из года в год снижались административно-силовыми, но вовсе не рыночными методами. Все происходило не на основе оценок реальных потребностей предприятий, а командным способом. Нам говорят, что газ можно получить по коммерческим ценам. Но если первая составляющая формируется в рамках лимита на основе рыночных цен, то вторая по усмотрению поставщиков газа, т. е. выше рыночных цен.
Нельзя не сказать и о другом монополисте - Министерстве путей сообщения, контролирующем железнодорожные перевозки. Приходится констатировать удивительную вещь: очень часто стоимость железнодорожного тарифа, устанавливаемая перевозчиком, превышает стоимость груза. За перевозку приходится платить больше, чем стоит товар. Сейчас со всей необходимостью встает вопрос об урегулировании отношений между теми, кто оказывает услуги, и теми, кто пользуется ими.
Нас также не могут не волновать высокие цены на электроэнергию, формирование которых диктуется соответствующей политикой РАО "ЕЭС России". К сожалению, все обещания, связанные со снижением тарифов на электроэнергию, так и остаются обещаниями. Цены по-прежнему высокие, что, конечно же, сказывается на конкурентоспособности продукции российской металлургии, реализация которой очень затрудняется, как я уже говорил, из-за демпинговых цен на украинские металлы.
- Оказывают ли влияние на экспорт российской стали введенные в прошлом году Соединенными Штатами ограничения на импорт металлов в эту страну?
- Рынок российской специализированной металлургии крайне узок, востребованность этого сегмента низка. Ситуация ухудшилась, когда в марте 2002 года были установлены заградительные барьеры для поддержания американских металлургов, работников сталелитейной промышленности, что явилось выполнением предвыборных обещаний президента Буша. Они напрямую ущемили интересы российских производителей. Введение 15-процентных импортных пошлин на некоторые марки стали опутали по рукам и ногам наших экспортеров, сократили и без того их скудные экспортные возможности. Интересно, что сами США от введения этих мер для себя ничего не выгадали. Применение санкций в отношении ряда промышленно развитых стран, а также России оставило лазейки для производителей из так называемых отсталых стран - Мексики, Индии и т. д., которые, имея 15-процентный демпинговый люфт, буквально заполонили своей продукцией американский рынок. К чести администрации президента и правительства нашей страны вопрос о введенных ограничениях постоянно является предметом обсуждения на уровне Министерства торговли России и департамента торговли США во время переговоров председателя правительства РФ и госсекретаря США.
- Насколько известно, не очень довольны вы и тем, как решаются социальные вопросы, имеющие самое непосредственное отношение к металлургам.
- Да, нас очень волнует проблема социальной защищенности работников металлургической отрасли. Нельзя не видеть происходящее узаконенное расслоение общества. Трудно согласиться с разделением значимости вклада работников в бюджетную и в остальные сферы. Законодательство отсортировало людей, используя труднообъяснимую методику исчисления пенсий по старости для работников бюджетной сферы и остальных сфер деятельности. Выходит, что человек, отработав в металлургии 30-40 лет, а это стоит много здоровья, оказывается в проигрышной ситуации при расчете пенсий по старости против человека, занятого в бюджетной сфере. Налицо явная несправедливость. Выходит, что пенсии начисляются металлургам по остаточному принципу. Я уже обращался за разъяснениями к председателю Совета Федерации С. Миронову, к вице-премьеру В. Матвиенко, когда она еще занимала этот пост. Но дальше ответа: есть вопрос и его надо рассматривать, дело пока что не идет. Если государство действительно хочет решить пенсионную проблему, то делать это надо не задним числом, не распоряжаясь судьбами людей, которые производили отчисления и имеют право на адекватную и равноценную поддержку в виде пенсий со стороны государства. То государство сильно, которое устанавливает правила игры на будущее и придерживается их, не меняя по своему усмотрению в зависимости от конъюнктуры момента.
- Какое воздействие оказали на работу "Ижстали" трудности, возникшие в автомобилестроении нашей страны?
- Ситуация в автомобилестроении серьезно влияет как на экономику в мире в целом, так и в каждой стране. Вспомним, что именно развитие автомобилестроения в свое время во многом позволило Соединенным Штатам выйти из кризиса. У нас в России ВАЗ ежегодно выпускает от 650 до 720 тысяч автомобилей, которые по своему качеству и цене могут быть приравнены к подержанным трехлеткам, выпущенным в Японии, Германии или во Франции. И все же покупатели отдают большее предпочтение иностранным машинам. Ни лоббирование в парламенте, ни введение дополнительных заградительных пошлин не привели к повышению спроса на отечественные машины. В результате произошло их затоваривание. Склады дилеров оказались переполненными. В результате в конце октября прошлого года остановились конвейеры ВАЗа и некоторые другие российские автомобильные заводы. Подобная ситуация сохранялась примерно до середины января.
Естественно, для "Ижстали", а также для других отечественных поставщиков российских автомобильных заводов это обернулось невостребованными в течение трех месяцев заказами на специальные марки стали и обратным недополучением высококачественного металлолома в пакетах. Сейчас, слава Богу, ситуация меняется к лучшему.
- И все же, насколько известно, несмотря на существующие проблемы "Ижсталь" развивается, происходит модернизация производства.
- Да, мы продолжаем реконструкцию производства, которая необходима, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию. Для поисков новых рынков сбыта нужны новые технологии. При этом модернизация производства происходит с учетом требований специальных заказчиков. Сегодня все более возникает необходимость поставлять для машиностроения изделия, которые не требуют обработки. Для того чтобы выйти на новые рынки, важно поставлять продукцию не только с богатым внутренним содержанием металла, но и с качественной товарной поверхностью. Завод провел тендер, который выиграла американская фирма "Хетран". Ею была поставлена линия для финишной обработки сортового проката. Она уникальна не только для России, но и для всего мира. Линия была смонтирована в декабре. С 1 апреля она начала выдавать первую продукцию. Появление этой линии расширит рынок сбыта и повысит эффективность продаж специальных марок стали, позволит поднять качество продукции. Благодаря ей мы будем поставлять прокат высокой точности по размерам. Впервые в России появится отечественный прокат с полированной и матовой поверхностью. Процесс полировки будет осуществляться за счет компьютерного обеспечения комплекса.
Нами также заключен контракт на поставку еще одного агрегата - сталеплавильной "печи-ковша". Принцип действия этой установки позволит перенести в ковш операции по раскислению, легированию, рафинированию, доводке металла по химическому составу и температуре. Сталеплавильный агрегат будет использоваться только для расплавления шихты и удаления фосфора. При этом качество металла повысится за счет снижения содержания в нем газов, неметаллических включений, серы.
Все это вселяет надежду на то, что у "Ижстали" есть будущее. Избранный путь на модернизацию - это не дань моде, а тщательно продуманный план, направленный на выпуск продукции завтрашнего дня. Можно сказать, железное правило металлургов.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников