09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"КОНЦЕРТ", КОТОРЫЙ ПРАВИТ МИРОМ

Пентилла Ристо
Статья «"КОНЦЕРТ", КОТОРЫЙ ПРАВИТ МИРОМ»
из номера 101 за 04 Июня 2003г.
Опубликовано 01:01 04 Июня 2003г.
Ристо ПЕНТИЛЛА, директор финского Центра деловых и политических исследований в Хельсинки, в последние годы стажировался в Оксфордском университете. Его книга "Роль "большой восьмерки" в международной безопасности" издана недавно лондонским Международным институтом стратегических исследований. В английской столице с ним встретился и изложил содержание его монолога наш корреспондент Зураб Налбандян.

"Большая восьмерка" - довольно странное чудище. У него нет устава, секретариата, номера телефона или веб-сайта. Его адреса не найти в Ежегоднике международных организаций. Это и не учреждение, поскольку, как иронично заметил один британский дипломат, у него нет даже буфета. Тем не менее это "непонятно что" сумело завоевать впечатляющее место в мировой политике. Хотя у "восьмерки" есть и очевидные слабости (необходимость консенсуса при принятии решений, отсутствие аппарата, который бы проводил в жизнь достигнутые договоренности, определенная декларативность, приведшая к тому, что встречи превратились в своего рода машину по производству заявлений), она стала не вполне предсказуемым, но эффективным инструментом разрешения кризисов в мире.
Именно такие функции имели в виду ее отцы-основатели - руководители Великобритании, ФРГ, Франции и США, которые выкроили время между заседаниями конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе, чтобы собраться на обед в британском посольстве в Хельсинки 31 июля 1975 года. На этом историческом обеде тогдашний французский президент Валери Жискар д'Эстэн предложил Джеральду Форду, Гарольду Вильсону и Гельмуту Шмидту собраться позже в Рамбуйе и, пригласив также Японию, обсудить мировые экономические и финансовые проблемы, а также вопрос о противодействии ползучему советскому социализму.
По своей природе "большая восьмерка" представляет собой не что иное, как "Концерт великих держав". Термин не новый. Впервые "концерт" как форма обеспечения безопасности и стабильности на континенте возник в Европе после победы над Наполеоном. Он был оформлен на Венском конгрессе (1814 - 1815) по инициативе России и Великобритании. Кроме этих двух стран, в концерт вошли еще Пруссия и Австрия. Тремя годами позже в концерт была допущена Франция, а в 1861 году - объединившаяся Италия.
Этот концерт довольно эффективно поддерживал мир в Европе вплоть до Крымской войны 1854 года. И хотя в дальнейшем "концертные" встречи глав великих держав происходили относительно редко, по единодушному мнению историков, концерт оставался наиболее действенной системой международного управления вплоть до начала первой мировой войны. Ведущим европейским державам удавалось сдерживать агрессивные замыслы членов концерта и координировать политику менее влиятельных стран континента. Сегодня идея концерта состоит в том, что великие державы не делят мир на сферы влияния, а объединяют усилия в проведении общих политических установок. До тех пор, пока в 1998 году в "большую семерку" не пригласили Россию, саммиты не являлись концертом по форме.
Сейчас события вокруг Ирака заставили многих наблюдателей задаться вопросом: чего именно хочет Вашингтон? Предпочитает ли он "большую восьмерку" Совету Безопасности ООН? Или, может быть, американцы собираются управлять миром посредством создания временных коалиций своих союзников? Джордж Буш в отличие от Билла Клинтона возражает против того, чтобы "восьмерка" стала главным гарантом мировой безопасности. В Вашингтоне понимают, что, во-первых, "восьмерка" не может соревноваться в легитимности с СБ ООН. Во-вторых, малые государства никогда не будут рады диктату глав великих держав. В-третьих, поскольку у "восьмерки" нет бюрократического аппарата, проводниками ее решений вынуждены выступать сами руководители, и, таким образом, судьба того или иного вопроса зависит от личных пристрастий и настроений лидеров.
На данном этапе форма саммита великих держав выгодна американцам, ибо ни один из его членов не может наложить вето на ту или иную их инициативу. К тому же участники "восьмерки", как правило, придерживаются прагматичных взглядов и не придают особого значения таким "пустякам", как демократия и гуманитарные вопросы.
Куда пойдет "восьмерка" дальше? Будущее ее зависит от того, захотят ли участники концерта, и в первую очередь США, чтобы "восьмерка" выполняла роль всемирного политического координатора для разрешения возникающих кризисов. Есть две причины, почему США хотели бы вовлечь "восьмерку" в обеспечение безопасности в мире. Первая - поддержка других великих держав придаст политике США так недостающую ей законность. Вторая - это дает Вашингтону возможность укрепить сотрудничество между Западом и Россией в глобальных вопросах, таких, например, как борьба с международным терроризмом.
Но для того, чтобы сделать концерт законным правителем современного мира, его надо расширять. Один относительно простой способ - время от времени увеличивать число "музыкантов" концерта до 20 стран (как это было сделано в Эвиане). Решение, одобренное таким солидным собранием, будет выглядеть более легитимно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников