КРЕПОСТНЫЕ АКТРИСЫ

Только что осужденные девчонки из ИК-2 вернулись с "гастролей". Побывали с новым спектаклем по мотивам русского фольклора в 27-й и 6-й колониях. Порадовали ярким зрелищем мужчин - "коллег по несчастью". В этих зонах никаких театров отродясь не было, а у них - и драматург собственный, и актрисы - "звезды". Сами рисуют декорации, придумывают и шьют костюмы - материал из скудных запасов выделяет отдел по воспитательной работе. Горностай для накидки королевы, например, успешно заменяет синтепон, раскрашенный черной тушью...

Театр появился здесь два года назад. Ольга Ибрагимова с разрешения начальства колонии просто взяла и написала объявление о наборе в драмкружок. Как и положено, провели конкурс - претенденты читали монологи, пели, танцевали. Для начала решили поставить сатирическую пьесу Леонида Филатова "Про Федота-стрельца". Потом были спектакль по рассказам Чехова, лермонтовский "Маскарад". В их репертуаре и новогодние сказки, и пьеса "Восток - дело тонкое" о проделках Хаджи Насреддина.
- Пробовали ставить и Шекспира, - рассказывает Ольга Ибрагимова, - но не пошло, текст оказался для нас тяжеловатым. Приходится ведь рассчитывать только на свои силы, учитывать ограниченные возможности актеров. Я знала, на что каждый способен, и решила специально под них написать собственный сценарий. Получилось, дальше пошло легче. Хотя на воле я никогда ничего не писала, а театр любила, но только как зритель. Четыре курса проучилась на юридическом, не закончила, работала секретарем-машинисткой, торговала на барахолке. Ну кто бы меня там к театру близко подпустил - я же пила. Именно здесь, как ни странно, по-настоящему оценила, что такое семья, доброе слово, дружеское участие. В театре собрались люди, которые хотят не просто отсидеть свой срок по-тихому и уйти домой, а те, кто намерен что-то сделать для души. Чтобы эти годы не пропали даром, не были выброшены из жизни.
Сейчас из первого состава "труппы" остались только Ольга и "прима" театра Юлия Коростылева, отбывающая 14-летний срок за убийство по пьяному делу. Если даже за хорошее поведение ее освободят условно-досрочно, выйдет на волю не раньше, чем лет через пять. Дома, в Бийске, ее ждут 10-летний сын и бабушка, других родственников нет.
- Сын у меня замечательный, - печально говорит она, - я его очень люблю. А бабуле сейчас, конечно, тяжело. Так все нелепо получилось в жизни - до сих пор не верится, что это произошло со мной. Я - воспитатель с музыкальным образованием, работала в детском садике. А потом устроилась в частную фирму, там все и случилось. Сложно такое пережить, единственная отдушина теперь - театр. С детства мечтала стать актрисой или певицей. Когда объявление о драмкружке прочитала, я туда самая первая прилетела...
В новом спектакле Юля играет добрую девушку Зарю. И поет ангельским голосом - так и кажется, что звенят серебряные колокольчики. Она развенчивает злодейку Хладу (ее роль исполняет дебютантка Анжелика Вакор) и даже приводит ее к раскаянию. Раскаиваются ли "крепостные актрисы" в своих злодеяниях в жизни, а не на сцене? - вот в чем вопрос. И случится ли в их судьбе, как в сказке, свадьба с принцем - хеппи энд? В пронзительной мелодии "Аве Мария", которая звучит в сцене раскаяния, слышится не только светлое торжество, но и ненаигранная боль...
Музыку к спектаклю подбирает Даша Терентьева. Почти каждая сцена или многозначительная пауза сопровождается музыкальным эпизодом. Когда подходящий фон не находится, Даша сочиняет сама и сама же воспроизводит все партии на синтезаторе. На воле Даша училась музыке, пела в ресторанах и попалась на наркотиках. В колонии ей оставаться до 2010 года. Говорит, может, это и хорошо, потому что умереть от "передозы" еще хуже, чем сидеть в тюрьме.
Действительно, уж лучше - в крепостные актрисы.