ШУМЕЛ СУРОВО БРЯНСКИЙ ЛЕС

Три самовольно спиленных дуба из бывшего имения Великого князя Михаила Романова эксперты оценили в 635 тысяч рублей. Браконьер-порубщик очень удивился: раньше лесные потери на Брянщине никого не интересовали.

Лет пятнадцать назад на окраине дубравы в поселке Локоть появилась табличка, извещавшая, что эта часть бывшего имения Великого князя Михаила Романова является памятником природы и охраняется государством. Охранялась, однако, скверно: из года в год полуторавековые дубы теряли одного, а то и нескольких собратьев. Порой невозможно было понять, действительно ли дерево засохло или корыстные люди просто воспользовались медлительностью могучего дуба, распускающегося лишь к концу мая.
Но недавно топор порешил еще трех могучих свидетелей истории аристократического имения, и предпринимателя, который посмел поднять руку на природный памятник, обвинили в нанесении ущерба размером в 635 тысяч рублей. Суд еще не принял решение, однако дело взволновало местных жителей. Тут же вспомнили, что в загубленной части романовского парка теперь высятся терема зажиточного люда. И никого из новоселов до сих пор не касалась карающая десница...
Брянский лес оказался жертвой обманчивой статистики и безмерной корысти своих охранителей. С одной стороны, богатства столь обширны, что, по утверждению начальника областного управления природных ресурсов Игоря Балясникова, только в Злынковском и Клинцовском опытных хозяйствах скопилось 800 тысяч кубометров "перестойной древесины", и каждый год к ним добавляются огромные массивы. И в других районах Берендеево царство готово отдать человеку еще более 600 тысяч кубометров. Увы, брать нельзя, потому что все эти сокровища находятся в зоне радиационного загрязнения. Но в отчетности-то они есть, и потому на всех совещаниях трезвонят о том, что расчетная лесосека в Брянской области "осваивается" только на треть. Стало быть - надо больше рубить! И рубят... либо в царской роще, либо вдоль дорог. Глубже заготовители не идут даже в незараженных лесах.
Размах незаконных вырубок еще никто не оценил достоверно. Одна из причин состоит в том, что отряд браконьеров возглавляют сами лесники. Например, работник Мглинского лесхоза ухитрился незаконно вывезти около 400 кубометров, возместив за них только 9 тысяч рублей - по 25 рублей за "куб". Лесничий Ревенского хозяйства позволил предпринимателю вести заготовки на особо охраняемом участке, чем нанесен ущерб в полтора миллиона рублей. В Жуковском районе власти пожаловали волшебный лесной уголок для застройки не кому-нибудь, а руководителям "Жуковского лесхоза". Как сообщил заместитель губернатора Николай Сарвиро, в государственных лесхозах за год самовольно срублено почти 3900 кубометров древесины, и с каждым годом незаконные заготовки растут на четверть.
У браконьеров есть и самопогрузчики, и средства связи. Состязаться с ними было бы трудно, даже если бы кто-то действительно хотел положить конец воровству. Однако борьба с расхитителями лишь симулируется. Власти утверждают, что от основного природного богатства область почти ничего не получает - все доходы идут в столицу. На заседании областной Думы утверждалось: в каждом районе насчитывается по нескольку десятков подпольных пилорам, которые невозможно контролировать. На самом деле в любом городе и поселке вам сразу укажут, кто и где добывает древесину, кому потом продают ее. В общем, лесное хозяйство Брянщины превратилось в колоссальную кормушку для многих. А потому даже романовские дубы падают от варварского топора. А их собратьям из какой-нибудь отдаленной рощи нет совсем никакой ни защиты, ни пощады.