ИДУТ КАРАВАНЫ НА СЕВЕР

В 27 регионах страны начался северный завоз. Чиновники и предприниматели спешат доставить в отдаленные города и поселки Крайнего Севера сотни тысяч тонн продовольствия и топливо для котельных. Провал отопительного сезона в Корякском автономном округе, когда в конце зимы дизельное топливо пришлось завозить вертолетами, суд над вице-губернатором Михаилом Соколовским, растранжирившим 57 миллионов "солярных" рублей, "напрягли" не только местных чиновников, но и федеральные ведомства. Урок вроде бы извлечен. На календаре - только начало июня, а с мест уже сообщают о выполнении поставок товаров и бесперебойной работе конвейера грузов.

Танкер "Усть-Кут" уже завершил первый рейс в портовый пункт Корф Корякского автономного округа. Он доставил сюда 4 тысячи тонн дизтоплива. Начать северный завоз на неделю раньше обычного срока позволила северянам не только благоприятная погода, но и меры, принятые новым руководством автономного округа. Работа по доставке грузов для новой зимовки пока идет бесперебойно. Всего в этот заполярный округ планируется поставить 32 тысячи тонн дизельного топлива и 87,6 тысячи тонн угля.
Суровый климат ставит в жесткие временные рамки не только владельцев морских транспортных судов, но и чиновников Корякии. До первых холодов осталось всего четыре месяца. Уже к концу сентября надо успеть восстановить разрушенные котельные, заново проложить теплоцентрали, размороженные минувшей зимой. В поселках следует наладить все коммунальные системы - водопровод, канализацию и центральное отопление. Сделать это не просто - в автономном округе не хватает квалифицированных строителей и слесарей. Их сейчас приглашают со всего Дальнего Востока.
А вот в Хабаровском крае северный завоз пока отстает от графика. В правительстве края сказали, что грузы на Север пошли, но с существенным опозданием. Из-за позднего ледохода на реках сроки отправки грузов сдвинулись на две недели. Кроме того, во многих селах не подготовлены резервуары и склады для приема топлива. Помимо организационных вопросов, возникают и финансовые. В этом году краевое правительство намеревается оплачивать поставку топлива только для социальных нужд и коммунальной энергетики. Причина "прижимистости" местных чиновников проста: если в прошлом году федеральный бюджет выделил краю на северный завоз 350 миллионов рублей, то в 2005-м целевой финансовой поддержки государства не ожидается. Главам районов приходится брать кредиты для покупки дизельного топлива и угля. Но, к сожалению, многие муниципалитеты еще не расплатились с долгами за прошлогодний завоз.
В этом году жителям северных территорий Красноярского края будет доставлено 28 тысяч тонн горючесмазочных материалов. В регионе успешно работает единая служба госзаказа края. Поэтому уже третий год доставка грузов по воде в отдаленные территории проходит без лихорадки и авралов. Первая тысяча тонн топлива уже дошла до потребителей Енисейского и Туруханского районов.
Спокойно проходит северный завоз и в Эвенкийском автономном округе. В Байкитский и Тунгусско-Чунский районы прибыли первые суда весеннего каравана. Доставлены 5 тысяч тонн дизельного топлива, около 2 тысяч тонн нефтепродуктов, техническое оборудование, стройматериалы, продукты питания. На разгрузке слаженно поработали бригады рабочих и техников. Другие грузы еще продолжают путь по рекам Подкаменная Тунгуска и Нижняя Тунгуска. Их везут в самые далекие поселки. По мнению руководства округа, каких-либо проблем с северным завозом не предвидится.
Первые танкеры с топливом из Омска и Тюмени отправились в низовья Оби сразу же после ледохода. Они доставят жителям тундровых поселков Ямало-Ненецкого автономного округа около 200 тысяч тонн нефтепродуктов, более 20 тысяч тонн угля и 40 тысяч кубометров дров. Помимо топлива, речники доставят потребителям тысячи тонн строительных материалов, конструкций, оборудования. Большая часть их пойдет в Новый порт и Харасавей.
Механизм проведения северного завоза, считает губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов, отработан. Все необходимые затраты учтены в бюджете округа. Досрочная поставка грузов, как и в прошлые годы, проводится за счет средств регионального бюджета.
Комментарий председателя Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадия ОЛЕЙНИКА:
- Классического "северного завоза", которым руководил федеральный центр, уже не существует, и, по-моему, правительство правильно сделало, отказавшись от централизованного финансирования доставки грузов в районы Крайнего Севера. Из 8 - 10 миллиардов бюджетных рублей, ежегодно выделяемых на эти цели, 50 - 70 процентов просто разворовывались. Например, во время недавней проверки в портовом пункте Тиличики Корякского автономного округа обнаружились 1300 тонн "лишних" запасов угля стоимостью 3 миллиона рублей. В то время, когда в регионе замерзали целые поселки, драгоценное топливо здесь валялось под ногами. Теперь забота о закупке и доставке топлива полностью лежит на региональном руководстве. Деньги на эти цели расходуются из бюджетов субъектов Федерации.
Конечно, федеральный бюджет не отказывает в помощи северянам и через Фонд финансовой поддержки регионов выделяет деньги на закупку и доставку товаров и ГСМ. Но эти средства уже не целевые. Каждый регион имеет возможность расходовать их рачительно. Здесь и проявляются таланты администраторов. Одни, как в Красноярске, Хабаровске, Ямало-Ненецком округе, и с финансами обходятся рачительно, и товары завозят в срок. Другие, как в Корякии, возят солярку вертолетами и на доставку двух тонн дизтоплива тратят по тонне авиационного керосина стоимостью более 300 долларов каждая. Информация, которую мы получаем сегодня из районов Крайнего Севера, свидетельствует о том, что федеральное правительство выбрало верную тактику обеспечения северного завоза.