04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОЛЕГ БАСИЛАШВИЛИ: ИГРАТЬ БРЕЖНЕВА Я ОТКАЗАЛСЯ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 04 Июня 2005г.
Я звонила ему два месяца кряду, пытаясь договориться об интервью. Он не отказывал. Просто зачитывал мне свой график на ближайшие дни: утром - репетиция в родном БДТ; днем - встреча, связанная с общественной работой, и съемка на "Ленфильме"; вечером - спектакль в БДТ; ночь - в поезде Петербург - Москва; утром - съемки в Москве...

- Ну когда, скажите на милость, мне давать интервью? - говорил, извиняясь, Олег Валерьянович, и я вспоминала несчастного Бузыкина из фильма "Осенний марафон". - И потом, вы же будете спрашивать о несыгранных ролях, творческих планах, да? А у меня душа за Россию болит...
Так в итоге и порешили: встретиться в перерыве между двумя его репетициями в театре, о самом театре при этом говорить меньше всего.
- В конце 80-х годов вы активно окунулись в политику, став народным депутатом. Были даже опасения, что из-за этого уйдете из театра...
- Театр я никогда не брошу! И мысли подобной не допускал. В БДТ шло тогда по 16 "моих" спектаклей в месяц. Мало того, я еще и в кино активно снимался: в "Противостоянии" Семена Арановича, в картине Эльдара Рязанова "Небеса обетованные"...
- Но в последние годы от политики вы, кажется, отошли. В 70 лет творческих предложений получаете больше, чем было в 40 - 50!
- Просто каждое время диктует свои законы. Когда театр перестал на какой-то период до конца выполнять свою функцию, тогда пришлось идти в политику, в народные депутаты. Я считал, что моя актерская работа необходима. Но более необходима в те годы была работа депутатская. Я видел, как живут люди. Считал себя их должником. Если бы сейчас возникла та же ситуация, что в 1989 - 1990 годах, я бы опять попытался действовать так же, только более умно, чтобы избежать ошибок, которые совершал вместе с коллегами. Увы, мы все были идеалистами.
- Я думала, вы скажете: "Разочаровался в политике!"
- Нет. Я могу подписаться подо всем, что сделал, будучи народным депутатом.
- Почему вы отказались от должности министра культуры, которую вам предлагал Ельцин?
- Он трижды приглашал меня на этот пост. И я трижды отказался. Во-первых, не владел в должной мере ситуацией, как это требуется министру. А во-вторых, никак не смог бы совмещать эту работу с актерской. Поскольку нужно было бы переехать в Москву, бросить БДТ. Москва для меня родной город, я в ней родился, учился, но в Петербурге был Товстоногов.
- Вы всегда были общественником?
- Мне, к сожалению, стыдно себя вспоминать до того периода, когда включился в депутатскую работу. Занимался только своими делами - актерскими, личными.
- Ну как же, все знают, что вы много делали для своих коллег, в частности для Сергея Юрского, которого буквально выживали из города власти.
- По мере своих возможностей я действительно предпринимал определенные усилия, чтобы защитить Сергея. Ходил в компетентные органы. Толку только от этого было мало... В остальном же оставался обычным конформистом. Как большинство наших сограждан. Но я люблю свою страну. Мне хочется, чтобы каждый человек в ней жил хорошо. А значит, нельзя сидеть сложа руки...
- У вас никогда не возникало желания уехать за рубеж?
- Куда ехать? Зачем? Я люблю запах русского леса, запах сена. Людей, с которыми встречаюсь и общаюсь во время поездок по стране.
- Вы как артист часто бываете в провинциальной России?
- Часто. Объехал всю страну от Хабаровска и до самой крайней западной точки.
- Как вам кажется, спектакли, фильмы, в которых вы участвуете, оказывают влияние на души, умы, настроения людей?
- В какой-то степени, наверное, оказывают. Культура - это не просто громадная, но и очень важная в жизнедеятельности государства отрасль. Если культура в народе умирает, то умирает и сам народ. Я не понимаю тех людей, которые говорят, что каждый должен заниматься своим делом. Может быть, в Австралии, в США так и должно быть. Но мы-то живем в России. И нечего делать вид, что ты великий художник, а остальное тебя не касается. Как гражданина меня очень беспокоят те преобразования, которые называют у нас реформами. Например, недавно объявлено о грядущем реформировании театрального дела. Хочется спросить: с какой целью это задумано? Чтобы заставить театры работать интереснее? Или просто "не хотим кормить" сотни российских театров, поэтому гуляйте, ребята, сами? Мне кажется, с этой, второй целью. Потому что запускают явно не до конца продуманную реформу без должного совета с профессионалами.
Мы все время сравниваем себя с какими-то другими государствами. Зачем? У нас своя страна - Россия. И я хочу, чтобы она была страной, граждане которой ощущали бы себя ее хозяевами. А у нас что? Вы, наверное, ездите по стране, видите необозримые пустыни на месте разрушенных, вымерших деревень. Почему это происходит? Не лучше ситуация в городах. Вот я - народный артист СССР, лауреат Государственной премии, а получаю зарплату в театре 6 тысяч рублей. Другие артисты, званий не имеющие, и того меньше.
- Плюс, видимо, заработок с антрепризных спектаклей...
- Да, у меня сейчас есть коммерческий заработок. Благодаря имени. Люди идут смотреть на тех актеров, которых знают по предыдущим работам. Что делать в такой ситуации молодым, начинающим исполнителям?
- В нашей же стране много людей, в том числе среди молодых актеров, которые словно и не хотят расти. Достаточно посмотреть иные сериалы: лица переходят из фильма в фильм, исполнительский шаблон, ориентация на невысокий вкус...
- Такое есть во всех странах. Я знаю другое: у нас очень многие хотят трудиться, но им не дают. Почему, например, не развивается малый бизнес? Его, собственно, и развивать не надо, требуется только создать условия. Не создают!
- Как актер вы всегда чувствуете настроение зрителей в театральном зале?
- Я и сам, случается, выступаю в роли зрителя, когда смотрю телевизор. И должен вам сказать: планка опускается все ниже и ниже. Культура должна поднимать человека над суетой, обыденностью, невежеством, а не опускать... Что касается настроений в зрительном зале... В нем всегда сидят разные люди. Мы в БДТ, скажем, знаем, что пьеса "Копенгаген", поставленная Темуром Чхеидзе, чрезвычайно сложная. Она своего рода обращение к людям, думающим о судьбах своей страны, мира. Тема не для многих. Но те, кто приходит, смотрят спектакль с интересом. Я всегда чувствую напряженную тишину зала. А на "Калифорнийскую сюиту" приходит совсем другой зритель. Тоже, безусловно, думающий, но еще и эмоционально расслабленный. Мы играем этот спектакль с Алисой Фрейндлих уже семь лет. С неизменными аншлагами.
- Вы часто отказываетесь от ролей?
- В кино - случается. Есть бездарные сценарии, в которых я стараюсь не сниматься. Есть талантливые, куда меня не всегда приглашают. Не обижаюсь - значит, другой актер сыграет лучше. Вот от сценария телефильма про Брежнева я решительно отказался. Мне предлагали сыграть Леонида Ильича в преклонные лета. По сценарию - благостный старичок, рвущийся на покой. А я считаю, что это он довел нашу страну практически до краха.
- А кого вам хотелось бы сыграть?
- Никогда об этом не думал. Я хотел бы вот что: чтобы фильм, в котором сейчас снялся, прозвучал на всю страну. Это "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко по роману Михаила Булгакова. И мне бы очень хотелось, чтобы показ не прерывался рекламой. С ней на телевидении форменное безобразие! Я как-то видел: идет сцена чистой любви фильма "Ромео и Джульетта" и вдруг врезка: "Покупайте презервативы". Да за это в суд подавать надо. Актерам, режиссерам, создававшим фильм, подобное вдвойне обидно. Ведь нарушается целостность произведения.
- Вы сами никогда в рекламе не снимались?
- Когда началась перестройка, работы было очень мало, получал копейки. Требовались деньги, чтобы содержать семью. И я снялся в рекламе пива, в двух роликах. Но даже не знаю, вышли они хоть раз на экран или нет, не видел. Больше этим не занимался. Надо пускать рекламные блоки до и после фильма, дав возможность зрителям насладиться работой режиссера и актеров. А то врываются в самый разгар сцены... Это все равно что взять картину Репина или Левитана и врезать в середину свой портрет.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников