Петров пост: история, традиции, рецепты

Петров пост: история, традиции, рецепты

В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная церковь празднует День всех святых. Утром 3 мая патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил божественную литургию в храме Всех Святых на Сокол, передает Вести.

А сегодня у православных начинается Петров пост, который должен напомнить о страданиях христианских мучеников Петра и Павла. В этом году пост завершится 11 июля.

Устав Петрова поста менее строгий, чем великопостный: в субботние, воскресные дни, а также в дни памяти великих святых или храмовых праздников разрешается употреблять в пищу рыбу. В остальные дни разрешается вкушать горячую пищу с растительным маслом.

В честь праздников во время поста на Руси было принято готовить особые пироги - рыбники. Их особенность заключалась в том, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекается целиком. Пироги делали открытыми, чтобы рыба была видна, что очень украшало выпечку. Самым же используемым продуктом Петрова поста была и остается разнообразная зелень и блюда из нее. Это и зеленые постные щи, и холодные постные окрошки или ботвиньи, да и любое постное блюдо становится с зеленью аппетитнее и вкуснее.

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу (в 2005 году пост длится с 27 июня по 11 июля). Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

Страшные испытания обрушились на христианскую общину почти сразу же после ее рождения. По приказу императора Нерона многие тысячи христиан были распяты, сожжены, заброшены камнями и растерзаны дикими зверьми. Среди этих жертв - первоверховные апостолы Петр и Павел, в вину которым ставилось проповедь слова Божья.

По преданию во времена нероновских гонений, чувствуя опасность, христиане настояли на том, чтобы Петр ушел их Рима и тем сохранил себе жизнь. Петр согласился, но как только он вышел за ворота города, ему явился Христос, идущий навстречу. Поразившись явлению Господа, Петр спроси: "Камо грядеши, Господи?" (т.е. куда идешь, Господи?). На что Христос ответил ему: "Иду в Рим, чтобы меня снова распяли". Услышав это, апостол устыдился своего малодушия и вернувшись, добровольно отдал себя в руки врагов христиан.

К тому же, Петровский пост напоминает о том, что главный враг, как гласит Евангелие, не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. Часто вновь крещеный забывает о любви к Богу и ближнему и возвращается к прежним грехам. Вот об этой опасности и напоминает пост. Пост, прежде всего, служит воспитанию воли христианина, так как в посте человек учится подчинять телесные потребности своему духу, как это делали многие святые.