Актер Игорь Жижикин: "Харрисон Форд выбивал мне челюсть два раза"

- Харрисон Форд сильно тебя побил?
- Мало не показалось - он выбивал мне челюсть два

- Харрисон Форд сильно тебя побил?
- Мало не показалось - он выбивал мне челюсть два раза. Но у меня были и другие травмы, так как съемки в "Индиане" оказались очень сложными. Я разбил локоть до самой кости, так что, пришлось зашивать. Я порвал себе мениск на коленке, и мне сделали операцию. И у меня было много других травм.
- Тебе, наверное, не привыкать - в "Цирке Дю Солей" и не такое случалось?
- Это правда, но разница заключается в том, что после съемок в "Индиане" мне по нескольку раз в день звонили из страховой компании, чтобы справиться о моем здоровье. А из "Цирка Дю Солей" мне звонили только для того, чтобы спросить, когда я наконец выйду на работу. Продюсеры "Индианы" очень достойные люди - Джордж Лукас, Кэтлин Кеннеди, Фрэнк Маршалл. И.они понимают, что если я работал на совесть, то значит они должны позаботиться обо мне, несмотря на то, что я им больше не нужен. Поэтому я не чувствовал себя брошенным.
- В "Индиане" ты оказался в кругу самых больших голливудских авторитетов. Расскажи, какое впечателние они произвели на тебя? Начни со своей "начальницы" Кейт Бланшетт, которая сыграла агента КГБ Ирину Спалко.
- Мы действительно были с Кейт в одной упряжке. Мы даже гримировались в одном вагончике, поэтому у меня была возможность наблюдать, как она перевоплощается в свою героиню. Я и раньше считал Бланшетт прекрасной актрисой, но теперь не побоюсь назвать ее величайшей актрисой современности. По ходу фильма Кейт приходилось много говорить по-русски, и я помогал ей составлть выражения, а также проговаривал их вместе с ней сотни раз. Но она молодец - очень старалась, и в результате говорила намного лучше, чем ее голливудские предшественники, игравшие русских.
Мы с Бланшетт много снимались на солнцепеке Мехико, и на Гаваях, где очень высокая солнечная активность. Я видел, что она все время прячется от солнца под зонтиком, но решил, что она больна. Однажды во время гавайских съемок я пошел понырять в свой единственный выходной, и "сгорел" - на спине и на шеи у меня образовались волдыри. Когда на следующий день гримеры увидели меня, то чуть в обморок не упали потому, что моему герою нельзя было менять цвет кожи. Они вызвали врача, который сделал мне снимающий воспаление укол, а потом мазали меня каждые пять минут кремом. А Кейт Бланшетт после этого случая постоянно внушала мне, как вредно находиться под прямыми солнечными лучами. И она добилась своего - я больше не загораю.
- Совместные ъемки, наверное, очень сближают людей?
- Конечно, и "Индиана" в этом смысле очень показательна потому, что у Спилбера уже много лет одна и та же команда, которая стала его второй семьей. И мне показалось, что меня в нее приняли.
- Когда ты это почувствовал?
- Самую первую сцену фильма, когда Индиану Джонса захватили советские агенты, снимали в Мексике. Я сидел и смотрел, как ее готовят, и вдруг меня осенило. Я подошел к Спилбергу и сказал: "Стивен, а что если снять ее таким образом..." И изложил ему свою идею, включая завязывание шнурка на моем ботике в качестве сигнала солдатам к тому, чтобы они открыли огонь. Он поблагодарил меня, но, как мне показалось, пропустил мои слова мимо ушей. Через час, когда я уже сидел в своем трейлере и смотрел телевизор, на "гольф-машинке" подъехал ассистент Спилберга и сказал: "Запрыгивай быстрей, тебя Гавернор хочет видеть. Это мы так Спилберга называли. Когда я зашел в его палатку, то увидел там Джорджа Лукаса, Фрэнка Маршалла и Кэтлин Кеннеди. Глядя в монитор, Спилберг сказал: "Игорь, я тебя хочу попросить о чем-то: можно я использую твою идею?" Я просто обалдел от удивления, и ответил: "Конечно, Стивен, а почему ты меня спрашиваешь?" И он продолжил: "Мне просто стыдно, что я сразу не обратил внимание на твои слова. Но потом я посидел-подумал и понял, что я не смогу придумать ничего лучшего". И я, в свою очередь, спросил Спилберга: "А можно я буду всем рассказывать, что я соавтор этого эпизода?" И он ответил: "Конечно, потому что это так и есть". Когда мы сняли этот эпизод, то он радовался, как ребенок. А когда приехала его семья, то он собрал всех своих детей, включил монитор и сказал: "Смотрите, это Игорь придумал!" У Спилберга так много детей, что я никак не мог их сосчитать. Все дети очень хорошие, но его младшая дочь понравилась мне больше всех. Однажды она посмотрела отснятый материал по монитору, и сказала: "Пап, в этой сцене надо сделать так-то и так-то". Спилберг подмигнул нам с Фордом, и сказал на полном серьезе: "Так, режиссер сказал, что надо бы еще разок снять эту сцену". А мы ему подыграли: "Ну ладно, давайте". И девочка просто просияла от радости.
- Спилберг срывался когда-нибудь на тебя или кого-то еще?
- Никогда! Наоборот, он старался вселить уверенность в тех, кто с ним работает. Я поначалу очень боялся, что не смогу оправдать его ожиданий, поэтому нервничал. Но Стивен был таким благожелательным, что я быстро успокоился. После съемок нескольких сцен мы обычно садились у монитора и смотрели, что у нас получилось. А Спилберг смотрел на нашу реакцию, и, если кто-то из актеров был не доволен собой, то он говорил: "Хочешь еще раз сыграть? Давай". Вообщем, никогда не оставлял актеров наедине с их сомнениями. Однажды мне показалось, что я мог бы сыграть лучше, и я сказал ему: "Извини, но так получилось". Спилберг взял меня за руку и сказал: "Больше никогда не извиняйся. Я знаю, почему я тебя выбрал, и ценю то, что ты привносишь в фильм. И если бы я был неуверен, то сделал бы еще несколько дублей". Далеко не все режиссеры так трогательно относятся к своим актерам, и мало кто из известных режиссеров дает им такую свободу творчества, как Спилберг. Случалось, что у меня были маленькие находки, как сыграть ту или иную сцену, или я менял слова, а сам краем глаза наблюдал зареакцией Спилберга. Если ему не нравилось, то он говорил: "Давай переснимем это". А потом, как бы невзначай, добавлял: "Но ты так уже не делай - теперь давай по-другому". Другой бы на его месте закричал: "Зачем ты так сделал? Сценарий читать надо!" Но Спилберг никогда не унизит человека, и не заставит его нервничать. Когда мы снимали сцену, в которой Индиана-Форд ругался со своей возлюленной, роль которой исполняла Карен Аллен, то у меня было слишком сосредоточенное лицо, и, чтобы расслабить меня, Стивен сказал: "Смотри на них так, как смотрят на злых обезьянок в Санкт-Петербургском зоопарке". После того, как я услышал этот каламбур, то явно изменился в лице
- Харрисон Форд сказал, что сам делал 90 процентов всех трюков. А ты?
- Почти весь фильм наши с ним герои активно противостояли друг другу. Я думаю, что мы с ним сделали по 99 процентов всех трюков. В свои 65 лет Форд потрясающе выглядит, бегает и дерется. И большую часть времени наши с Фордом каскадеры стояли и смотрели, как мы с ним колошматим друг друга. Спилберг периодически повторял: "Ребята, если не хотите это делать сами, то скажите, и вас заменят". И действительно, рядом находились подготовленные и загримированные каскадеры, готовые сменить нас в любую минуту.Еесли бы я отказался сниматься в какой-то сцене, то тогда сняли бы лицо Харрисона крупным планом, и показали бы затылок моего каскадера. А если бы он отказался, то наоборот - показали бы мое лицо и затылок его каскадера. Но подобное случалось очень редко, например, когда нужно было падать с очень большой высоты или разбивать стекло. Мы до такой степени уставали, что после съемок буквально валились с ног. Несмотря на это в свободное время Харрисон приглашал меня потренироваться в свой фитнес клуб на колесах - очень навороченный. Он знает, что я бывший артист Московского цирка, а также "Цирка Дю Солей", и он много расспрашивал меня об этом. А также просил научить выполнять некоторые трюки. Мы также много говорили о жизни. Форд сказал мне, что готов покинуть Голливуд и переехать на жительство в Италию или Мексику. Но больше всего ему нравится путешествовать. На своем самолете он летает в места стихийных бедствий, и если нужно, берет на борт спасательные команды. Он просто уникальный человек.
- А какое впечатление у вас осталось от Шайа ЛаБаф?
- Он очень талантливый актер, и его называют вторым Томом Хэнксом. Шайе пророчат большое будущее. Во время съемок на Гавайях мы отпраздновали его 21-ый день рождения. А также выяснили, что оказывается в 1996 году мы вместе снимались в детской комедии "Обезьяний бизнес". Шайя играл главную роль мальчика, а я - одного из головорезов. Это был первый фильм ЛаБаф, и это был мой первый фильм в Голливуде. Мы прямо с Гавай позвонили продюсеру этой картины Теду Фоксу и сказали: "Слушай, Тед, а ты знаешь, что мы с Шайей у тебя начинали". И он ответил: "Я-то знаю - это до вас только что дошло!" Кстати, Фокс пригласил меня в свой новый фильм.
- Когда ты впервые посмотрел "Индиану"?
- Когда в России мало у кого были "видики", и в одной комнате собиралось по сорок человек, чтобы посмотреть фильм. И я даже не мечтал, что когда-нибудь буду играть в "Индиане".
- Я знаю, что ты сейчас снимаешься в главной роли в фильме "Руслан" со Стивеном Сигалом. Тебе удалось побывать на мировой премьере "Индианы" в Каннах?
- Да, продюсеры картины пригласили меня, и я полетел прямо со съемок в Ванкувере. Я только опаздал на пресс-конференцию фильма, поэтому разминулся с журналистами. Однако, меня нашли в отеле французские, немецкие и американские журналисты - одним словом, все, кроме русских. Но это не испортило впечатление от премьеры, после которой я стал знаменитым - Голди Хоун, Эдриан Броуди, Сельма Хаек и другие звезды Голливуда, которые посмотрели "Индиану", подошли и поздравили меня. А зрители просто не давали прохода.