Лоукостер с человеческим лицом: бывает ли такое?

Smartavia намерена стать конкурентом «Победы» на российских маршрутах. Как это у нее получается, проверил корреспондент «Труда»

Даже в трудные для гражданской авиации времена случаются хорошие новости. На российских голубых просторах появляется еще один низкобюджетный перевозчик в лице авиакомпании Smartavia. Корреспондент «Труда» поднялся на борт самолета, вылетающего в Калининград, и убедился, что за небольшие деньги на лоукостере гарантируют комфорт и человеческое отношение.

Два года назад компания, зарегистрированная в Архангельске, объявила ребрендинг и амбициозную программу развития. «Труд» писал об этом с изрядной долей сомнений: региональный перевозчик на тот момент имел флот из нескольких подержанных боингов. Сегодня Smartavia входит в десятку самых быстрорастущих авиакомпаний мира по версии журнала Aviation Week.

Компания радикально изменила имидж и полностью обновила флот. Имея 17 самолетов, она обслуживает 65 направлений. В 2021 году ее парк пополнился тремя Airbus A320neo. К слову сказать, в конце мая «Аэрофлот» объявил о получении одного такого лайнера как о значительном событии...

2020 год и запрет на полеты в связи с пандемией коронавирусной инфекции был испытанием для всех перевозчиков. Smartavia не стала исключением: количество рейсов и загрузка резко сократились. Но благодаря работе на российских маршрутах удалось сохранить летный персонал и даже перевезти 1,6 млн пассажиров. С окончанием локдауна перевозки не только возобновились, но выросли почти в два раза. Загрузка сейчас составляет 87%, а билеты на рейсы с июня по август раскупаются как горячие пирожки. Большинство маршрутов компании — региональные. Из Архангельска, Мурманска, Нарьян-Мара, Сыктывкара, Перми, Тюмени выполняются прямые рейсы в Симферополь, Сочи, Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар, Астрахань и другие южные локации, минуя Москву. Что не отменяет прямых рейсов в российскую столицу. Компания дает заработать не слишком богатым региональным аэропортам, не говоря уже о том, что остается крупнейшим налогоплательщиком в регионе базирования.

Курортные направления оказались чрезвычайно востребованными этим летом. Остаться в очередной раз без отпуска северяне не готовы. Люди устали от пандемии и готовы любыми способами организовать свой летний отдых. Даже в отсутствие популярной Турции, куда полеты в очередной раз запрещены на неопределенный срок.

Цена авиабилетов на некоторых направлениях вполне низкобюджетная. Полет из Архангельска в Санкт-Петербург стоит 1390 рублей (притом что РЖД продают билеты по 4800 рублей). Из Москвы в Калининград можно улететь за 2800 рублей. К слову, это направление стало очень популярным — за неимением теплых морей многие оценили скромное обаяние Балтики. Почти пустынный по сравнению с южными курортами город приятно удивляет чистотой, прохладой, свежим морским воздухом и отсутствием на улицах толчеи. Рынок отреагировал на эту красоту резким повышением цен в отелях: 10 тысяч рублей в сутки стоит скромный номер в трехзвездочном Park Inn в самом центре Калининграда. Недвижимость приблизилась по ценам к столичной: «однушка» в Светлогорске уже продается за 8 млн. Спрос стабилен, но местным не по карману. Говорят, там все «скупили москвичи»...

Но вернемся к авиации. На Airbus A320neo Smartavia выполнила свой первый рейс именно в Калининград. Чем хорош самолет? Личный опыт показывает, что он-таки комфортнее даже в экономклассе. Проходы и кресла шире, багажные полки просторнее, салон вмещает 180 человек, и при этом не чувствуешь себя «селедкой в бочке». Важная опция: в полете в салоне не шумно. Кресла удобные — спинка повторяет контуры тела, подголовник регулируется. Можно подключиться с личных гаджетов к бортовому Wi-Fi. Для этого, правда, надо скачать мобильное приложение — и это отдельная фишка Smartavia.

Приложением сейчас никого не удивишь, но компания сделала его особенным. Прямо в полете можно не только прочитать информацию о городе прибытия, но и забронировать там отель, автомобиль в прокат или заказать экскурсию, купить авиабилеты на другие рейсы компании, поменять место в салоне, выбрать напитки, бортовое питание и сувениры (за деньги) или ограничиться просмотром развлекательного контента (бесплатно). Разработчики обещают расширить список услуг и обеспечить доступ на всех самолетах.

Итак, Smartavia объявила, что намерена составить конкуренцию единственному низкобюджетному российскому перевозчику — авиакомпании «Победа». Как известно, этот лоукостер славится беспримерно жестким отношением к объему сервиса на борту. Если место в полете не забронировано заранее, в ходе регистрации вам определят места в разных концах салона, даже если летите семьей. Пересесть в полете нельзя. Стоимость багажа, не оплаченного заранее, в аэропорту станет выше стоимости самого авиабилета. Каждый шаг — платный.

Smartavia обещает стать «лоукостером с человеческим лицом», с понятными правилами и уважительным отношением к клиентам, что прилюдно пообещал ее генеральный директор Сергей Савостин. По его словам, уже в этом сезоне высокий спрос позволил компании снизить стоимость билетов на некоторых направлениях на 25-50%.

Самолеты лоукостеров находятся в воздухе 18-20 часов в сутки, на техническое обслуживание рейса в аэропорту отводится не более 40 минут. И это тоже позволяет снизить стоимость билетов. Авиакомпания продолжит эксплуатацию боингов наравне с новыми эрбасами, «будет наблюдать за эффективностью обоих типов воздушных судов и в итоге остановится на том, который экономичнее и выгоднее», заявил Сергей Савостин.

Представитель Airbus в России Жюльен Франьятт заверил, что «Airbus A320neo — выгодное приобретение для любой авиакомпании». Новая конструкция двигателей и крыла снижает уровень вредных выбросов и расход топлива на 20%.

P.S. Планы Smartavia, как всегда, глобальны. К 2025 году — перевезти 16 млн пассажиров и войти в первую пятерку отечественных авиаперевозчиков. Кто бы спорил, при таких-то ценах...